Священник Хосе Антонио Фортеа Кукурулл
Аннотация: В докладе приводятся размышления капеллана, основанные на личном опыте общения с людьми, страдающими депрессией, и обсуждаются особенности построения общения между капелланом и прихожанином, страдающим депрессией. Подчеркивается важность духовного аспекта человека в нормализации состояния и в приведении к счастью. В связи с широким распространением депрессий в настоящее время священнослужителям необходимо иметь знания о том, что этот недуг – не Божие наказание и не результат грехов. Необходимо полноценное сотрудничество священнослужителей с врачами-психиатрами, так как духовные факторы могут влиять на возникновение депрессии и ее лечение.
Ключевые слова: депрессия, духовная жизнь, пастырское душепопечение, религиозность, больничный капеллан
Мои размышления о депрессии адресованы психиатрам, но я вовсе не собираюсь обсуждать здесь уже известные им темы. Религия единодушно признает связи между депрессией и биохимией мозга, депрессией и гормонами, депрессией и генетической предрасположенностью или же связь депрессии с особым укладом личности, который не является генетически обусловленным. Разъяснять психиатрам вопросы их собственной специальности было бы смешно, однако, необходимо высказать несколько соображений по поводу тех аспектов депрессий, которые имеют отношение к духовной жизни человека и общества в XXI веке, с позиций христианства. Несмотря на то, что доклад посвящен духовной стороне депрессии, вне всяких сомнений, я признаю биологические и химические механизмы депрессий.
Прежде всего, хотелось бы отметить, что даже принимая во внимание биологию того органа, коим является головной мозг, священник может играть и играет важную роль в устранении чувства вины пациента, страдающего депрессией. Депрессия – это не грех, депрессия во многих случаях не является следствием личного греха. Это не означает, однако, что грех не оказывает никакого влияния, никакого действия на природу человека, это влияние может быть огромным. В некоторых случаях грех будет дополнительным элементом, подталкивающим развитие болезни в определенном направлении.
Значение вины нельзя недооценивать, сосредотачиваясь только на изучении ее экзогенных и других причин. Сможет ли священник быть человеком достаточно совершенным для того, чтобы относиться к пациенту с депрессией по-отечески, позитивно, с пользой? Как он поступит с чувством вины? Конечно, всегда найдутся представители духовенства, которые, исходя из собственных ошибочных представлений, будут пытаться убедить человека в том, что депрессия – это грех, что все можно исправить молитвой, что никакой депрессии на самом деле нет, и что пациент просто должен быть более совершенным в вере. Безусловно, всегда найдутся священники, которые будут рассматривать депрессии в столь одностороннем ключе. Но священник способен показать и другое человеческое измерение. Ведь если человек будет осознавать себя плохим, то это в такой же степени будет делать его подавленным, а значит он будет причинять еще больше зла и еще больше печали. Конечно же, кто-то скажет: «Я знаю очень плохих людей, которым вовсе не грустно». Конечно, бывает и такое, но зло обычно влечет за собой печаль.
Стоит ли говорить о том, насколько разнообразны формы нравственной жизни, зависти, агрессивности, желания заставлять других страдать? Конечно, когда я творю зло, это зло может иметь очень разные последствия для человека, ведь каждый человек – это целый мир. Зло порождает зло, – это действительно так, и эту темную сферу человеческой жизни также необходимо принимать во внимание. Но будет ошибкой, если священник захочет рассмотреть проблему депрессии только в контексте греха и молитвы, точно так же будет ошибкой, если психиатр не будет осознавать, что существует множество депрессий, в основе которых лежат экзистенциальные вопросы, например, вопрос о смысле жизни. Вопрос «для чего мы существуем?» – это духовный вопрос.
Стоит сказать об этом потому, что ко мне часто обращаются люди, страдающие депрессией, которые ранее обращались к психиатру. Таким людям кажется, что их страдание не имеет никакого отношения к смыслу жизни или ко греху, потому что состояние уже достигло выраженной остроты, проблема, с которой они столкнулись, стала настолько запутанной, что ее суть остается сокрытой очень глубоко, под различными патологическими слоями, в которых больше нет осознанного выбора человека. Однако в начале развития состояния во многих случаях проблема сводилась к вопросу о нравственном благе.
Приведу пример. Когда человек приходит с определенной кардиологической проблемой, – с сужением артерии сердца, – врачу необходимо срочно начинать лечение. Однако много лет назад использовался бы иной подход, направленный на предотвращение усугубления состояния при помощи разнообразных диет и физических упражнений. В настоящее время некорректно было бы сказать пациенту с окклюзией артерий: «Начинайте делать упражнения, и все наладится!»; сейчас нужны совершенно другие меры, так как методы медицинского лечения непрерывно развиваются. Но все же изначально можно было бы подойти к сути проблемы с иной точки зрения, что приводит нас к вышесказанному. Именно здесь я мог бы внести свой скромный вклад, рассматривая проблему депрессии, не ограничиваясь ее биологическими причинами.
Нельзя недооценивать способность духовного измерения человека к нормализации состояния и в приведении к счастью, по крайней мере, для некоторых людей, страдающих депрессией. Будет ли эта способность помогать всем больным? Нет, конечно, не всем. Разумеется, в определенных случаях медицина совершенно необходима. Конечно, зачастую нужны и медикаменты, и психотерапия. Однако, когда больной встречается со священником, которого он принимает как своего духовного отца, предлагающего ему советы, сходные с теми, которые дал бы ему родной отец, и который, в отличие от психиатра, принимает его с любовью, больной обнаруживает эту любовь.
Священник приходит к пациенту ради добра, а не для того, чтобы от него что-нибудь получить. Во время первой же встречи или позднее священник пытается приобщить пациента к молитве, к литургии, к содержанию песнопений. В общинах, где восхваляется Бог, поются псалмы, читается и обсуждается слово Божие, есть нечто такое, что психиатр никогда не сможет дать – благодать. Благодать в таинствах, в литургии, в храме. Созерцание богослужения, икон, лобзание святынь – это не есть чистая психология. Для тех, кто верит в Бога, существует благодать, которая трансформирует человека изнутри. Я ни в коем случае не отрицаю медицину, этими словами я ни в коем случае не отрицаю невероятный труд психиатров и психологов, необходимость лекарств. Но дело в том, что элемент духовной жизни во многих случаях может быть настолько сильным, что, будучи лишь конститутивным элементом личности, он приведет человека не только к душевной норме, но и к счастью.
Приведу пример. У человека развивается депрессия, связанная с медико-биологическими причинами: мозг перестает вырабатывать какое-либо вещество или испытывает декомпенсацию и, наконец, возникает депрессия. Существует много видов депрессий, я говорю только об одном из этих видов, но этот пример будет показательным и для других. В данном случае, предположим, корень болезни – полностью органический, биологический, и все же духовное может заставить этого человека преодолеть себя и измениться. Потому что да, некоторое изменение биохимических веществ воздействует на работу мозга, что приводит к меланхолии, депрессии и раздражительности. Будет ли воля человека подавлена во всех случаях? Нет, абсолютно нет! Духовность может изменить психику, – в одних случаях сама по себе, в других случаях при помощи психиатра. Возможно, что причина депрессии не может быть устранена. Однако же духовная жизнь может возобладать над этой причиной и может перевесить психологический ущерб, который наносит душе человека эта причина депрессии.
Это правда, что некоторые люди попадают в больницу в очень тяжелом состоянии: я хорошо знаю это как больничный капеллан. Бывает, что необходима госпитализация, лекарства, чтобы вернуть человека к душевной активности, чтобы у него было хотя бы минимальное количество душевных сил на то, чтобы заставить себя что-либо сделать. Но и духовный элемент нельзя оставлять в стороне. Правда и то, что духовное нельзя навязать человеку, его можно только предложить. И хороший психиатр скажет пациенту – вы религиозны? Вы христианин, Вы католик, Вы православный? Почему же не ищете ту целительную среду, в которую легко можете попасть? Позвольте себе увлечься ее преимуществами, – молитвами, литургией… Исцеляющий аспект богослужения признал бы даже самый атеистически настроенный психиатр. Но если психиатр будет человеком верующим, он будет признавать и то, что существует благодать, что есть что-то невидимое, что затрагивает человека.
В связи с широким распространением депрессий священникам в семинариях необходимо получать знания о том, что этот недуг – не Божие наказание, не результат грехов. Это понимание было бы неверно, так как мы знаем, что подавляющее большинство людей, страдающих депрессией, как правило, люди хорошие, простые и религиозные.
И последний аспект, который я хотел обсудить. Существует определенное несоответствие между реальностью и мышлением человека. Иногда это несоответствие, столкновение между реальностью и тем, что человек о ней думает (вследствие своего искаженного мышления), вызывает печаль. Я знаю, что это может показаться очень философским утверждением. Но этот механизм лежит в основе некоторых депрессий. Так как сегодня мы видим депрессии у пятнадцатилетних детей, живущих в любящей их семье, здоровых физически, у которых есть родители, имеющие деньги и способные обеспечить им будущее, но несмотря на это, у них развивается депрессия. Чтобы разобраться в этом, как я уже ранее говорил, мы не можем игнорировать определенные духовные факторы, которые могут повлиять на возникновение депрессии и ее лечение.
Другой пример. Человек разведен, ему шестьдесят лет, и он испытывает чувство одиночества, живет один, без детей, без жены, его родители – в приюте. У него уже есть немалые проблемы со здоровьем, половину своего свободного времени он сидит взаперти дома перед экраном мобильного телефона, не занимается физическими упражнениями, не участвует в общественной жизни, его сексуальные потребности не имеют ничего общего с реальностью. Однако под влиянием СМИ он считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет, что мир к нему несправедлив. Логично предположить, что у такого человека разовьется депрессия. Разумеется, он будет грустить, потому что реальность его жизни очень мрачна. Психиатр может заниматься его психикой, однако, то, что нужно было изменить в первую очередь, – его реальность.
Ярким примером реальности как субстрата, способствующего возникновению депрессии, является ситуация, когда все общество продвигает некоторые идеи и взгляды, не имеющие связи с действительностью. Существует множество примеров. В частности, случай шестидесятилетнего разведенного мужчины, который живет взаперти в своем доме без какой-либо социальной жизни. Нет никаких сомнений в том, что так живут миллионы людей, которые считают подобную жизнь нормой для пожилых людей XXI века. Но реальность вовсе не соответствует их представлениям о ней, о том, какой должна быть их работа и социальные устремления. Мы должны извиниться перед ними, за то, что они привыкли видеть по телевизору киноактеров – молодых людей, которые практически безо всякого труда зарабатывают целые состояния, или великих спортсменов и совершенное общество, образ которого им навязывается. Таким образом происходит искажение образа реальности, за чем следует расплата: если этот образ или наша мысль не соответствуют действительности, происходит их столкновение, иногда очень жестокое, и наступает разочарование, порождающее депрессию.
Сегодня так обстоит дело на Западе, в Западной Европе. Несколько иначе в Соединенных Штатах, в России. Много верующих христианских психиатров осталось в Америке, также и в России, и в Восточной Европе. Однако в Западной Европе все не так. Здесь все больше и больше психиатров, которые не приводят пациента к естественному закону, к той области, где существуют нормы, – те самые нормы, которые не признаются нормами реальности ни психиатром, ни государством. В Западной Европе остается все меньше и меньше свободы приводить определенные примеры. За это приходится платить. Вам внушают: не думайте о глубоких смыслах, есть гораздо более незначительные вещи, которые обуславливают счастье человека. Например, сексуальность. Если молодая девушка или парень увлечены друг другом, и она может каждые выходные проводить ночь с кем-то другим, считая это совершенно нормальным, – что ж, она заплатит за это свою цену, – невозможностью создания семьи, верности, любви, выходящей за рамки интрижки на выходных. Необходимы усилия для понимания того, что существует естественный закон, и если тебе захочется через него переступить, это будет иметь последствия. Существует множество форм поведения людей, которые все больше и больше отклоняются от естественного закона.
Проблема во многом заключается в том, что в Западной Европе все больше психиатров считают нормальным то, что противоречит естественному закону. Здесь мы вступаем в религиозную сферу, конечно. В этой области ответы на вопросы будут зависеть от того будет ли врач атеистом или христианином. Обычно многие психиатры говорят, что их работа носит нерелигиозный характер, что они не интересуются этой областью. Но это неправда. В Западной Европе есть много психиатров, которые во время общения с пациентами просто продвигают свои собственные идеи в отношении религии. Я понимаю, что многие могут не согласиться с этим, но, на мой взгляд, наиболее частый совет, который дают многие современные психиатры, таков: держись подальше от священника, живи религией для себя. Они будут отрицать это, но это так и есть, психиатрия используется ими для навязывания пациентам своих собственных идей.
Позиция религии заключается в полном сотрудничестве с психиатрией. Однако поскольку описанная выше ситуация уже возникла в Испании, во Франции, в Германии, в Объединенном Королевстве, столкновение психиатрии с религией неизбежно, потому что каждый выбирает, что ему нравится. Психиатры дают свои собственные ответы на вопросы: что такое бытие вещей? Что правильно, а что неправильно? Каковы законы, с помощью которых нами управляют? Кроме того, они делают это с совершенно субъективной точки зрения, говоря верующим: если вы не согласны со мной, значит, Вы – фанатик.
Я знал случаи, когда психиатр, психолог, даже глава мэрии устанавливали свои нормы в отношении религии. Приведу пример, который может показаться проявлением глупости. Я вспоминаю одну мать, которую посетили представители отдела по социальным вопросам городского совета. И когда они увидели очень большое изображение Пресвятой Девы Марии в гостиной, то сказали:
— Вы должны снять это!
— Почему?
— Потому что Ваш сын чувствует себя оскорбленным, угнетенным, находясь под давлением такого большого религиозного образа в квартире. И это не наше пожелание. Вы должны убрать это изображение, и вот этот человек будет принимать решения об опеке над вашим ребенком. Если вы не будете нас слушаться, это сделают люди из социальных служб».
Мы живем в западном обществе, где столкновение психиатрии и религии неизбежно, но не из-за религии. Хотелось бы подчеркнуть, что, несмотря на то, что депрессия может иметь разные причины, духовное измерение может привести человека к выздоровлению. Логично, что священник должен идти рука об руку с пациентом. Но иногда пациент никоим образом не хочет обращаться к психиатру. Мы всегда говорим в таком случае: «Идите к психиатру и продолжайте приходить сюда, в церковь, но обратитесь к психиатру». Однако часто люди категорически отказываются. В этом случае священник, помимо того, что продолжает настаивать на обращении к психиатру, может все же оказать на пациента положительное влияние. Мы все, в том числе и я, часто призываем: «послушайте психиатра», но при этом обнаруживаем, что в течение многих лет вокруг нас собираются люди, которые ни в коем случае не хотели обращаться к психиатру и, тем не менее, обретали здоровье… В большинстве случаев, когда они способны ходить в церковь каждый день, у них имеется достаточное количество сил для того, чтобы духовное привело их к восстановлению счастья, а это вытесняет печаль.
Есть много примеров целительной силы духовной жизни. Это похоже на поток воды, который смывает все плохое, каковы бы ни были причины этого. Конечно, есть верующие люди с депрессией, которые идут в храм, но есть и случаи, когда из-за болезни они даже не могут попасть в церковь. В любом случае, большинство из тех пациентов с депрессиями, кто приходит в церковь, находятся в состоянии, в котором они могут бороться, приблизиться к Богу, испытать нечто новое. Они вновь обретают любовь Небесного Отца, который любит их, и каждый день такие пациенты ставят перед собой определенные цели и задачи, которые они должны выполнять просто из-за любви к Богу.
Мы живем в интересное время, когда общество все больше отступает от естественного бытия вещей, что делает работу психиатров все более и более сложной.