Надюк Р.И.
Аннотация: в данной статье содержится описание авторской техники душепастырской духовно-психологической работы с глубинными смыслами опекаемого в процессе оказания первичной помощи людям, переживающим депрессивные состояния. Также в статье рассматривается техника библиотерапии, применяемая в работе с текстами Священного Писания в душепастырской работе священнослужителя по оказанию духовно-психологической помощи людям, переживающим депрессивные расстройства.
Ключевые слова: депрессивные состояния, душепастырская работа, духовно-психологическая помощь, логотерапевтический диалог, библиотерапия, ключевые смыслы, ресурсный опыт, фрустрирующий опыт, глубинные смыслы.
1. Душепастырская работа священнослужителя по оказанию первичной духовно-психологической помощи
Сегодня работа священнослужителя связана с необходимостью оказания не только душеспасительной, но и первичной психологической, душепопечительской помощи прихожанам. Люди, страдающие депрессивными расстройствами, нередко обращаются к служителям Церкви как к целителям душ человеческих. Несомненно, оказание комплексной психотерапевтической помощи людям, которым поставлен диагноз «депрессия», – это ответственность профессионалов, имеющих соответствующее специальное образование, профессиональную подготовку и опыт работы. Так как Церковь – это открытое сообщество для всех «труждающихся и обремененных», именно священнослужитель часто становится первым доступным и социально безопасным специалистом, к которому расположена обратиться страждущая от депрессивных расстройств душа.
«Основным святоотеческим образом, характеризующим пастырское служение и его инструменты, является образ священника как врача. Об этом подробно говорил святитель Григорий Богослов, сравнивая пастырство с врачеванием: «…цель… врачевания – окрылить душу, исхитить из мира и предать Богу, сохранив образ Божий, если цел, поддержать, если в опасности, обновить, если поврежден, вселить Христа в сердца Духом». Человек приходит в церковь, как в больницу, в которой он надеется получить облегчение в духовной болезни. В Церкви болезни излечивает не священник, а Сам Бог. «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их» (Пс.146:3). Тем не менее, святые отцы называют священника врачом душ людей. И подобно врачу, священник имеет аптечку с лекарствами и инструментами, которыми он должен уметь правильно воспользоваться. И насколько разнообразны и индивидуальны средства и подходы в деле врача, настолько же различны они и у священника» (Алпатов С., 2018).
Сегодня для священнослужителя любой конфессии важно быть компетентным в умении оказывать первичную духовно-психологическую, консультативную помощь и обладать базовыми знаниями, помогающими распознать первичные признаки расстройства, требующего профессиональной медицинской, психофармакологической или психологической помощи, чтобы, помогая духовно, своевременно направить подопечного к психологу, психотерапевту или психиатру, который умеет не только профессионально помочь, но и экологично работать с религиозным сознанием, не отождествляя симптомы душевного расстройства с религиозными убеждениями человека.
«6.1. Пастырская забота о психически больных людях требует постоянного памятования о том, что кроме обычных сложностей в общении все время будет присутствовать медицинская составляющая, к которой священник должен быть специально подготовлен. Перед священником не стоит задача диагностировать конкретное психическое заболевание, но он должен различать нормальные переживания человека от патологических и правильно выстраивать свои с ним отношения с учетом психического состояния. От того, насколько он сможет распознать среди душевных проблем психическое заболевание, зависит не только правильность духовного руководства, но в некоторых случаях и жизнь человека. Священник должен быть способен видеть различия между страстями, одолевающими человека, и проявлениями психических заболеваний»[1].
Вот как описана зона ответственности священнослужителя в душепастырской работе в документе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (2020):
«4.3. Церковь свидетельствует о необходимости разграничения сферы компетенции священника и врача-психиатра. Священнослужители не должны вмешиваться в терапевтические назначения врачей-психиатров. При этом Церковь считает нравственно недопустимым использование психотерапевтических методик, основанных на подавлении личности больного и использующих состояние измененного сознания и манипулирование поведением, как со стороны врачей, так и со стороны духовенства (включая манипулирование лжестарцами и младостарцами своими «чадами»). Священнослужителям следует участвовать в диалоге между пациентом, его родственниками и медицинскими работниками с целью содействия обретению пациентом смысла в жизни, мира с Богом и близкими, и преодоления симптомов болезни. Священник и врач должны осуществлять свою помощь больному в согласии и доверии друг другу, иначе их забота может вылиться в дополнительные испытания и иногда непереносимые тяготы для самого больного и его близких».
Профессиональный альянс священника, психолога, психотерапевта или психиатра является здоровой и богоугодной формой профессионального взаимодействия для гармоничного врачевания духовного, душевного и телесного в человеке, который сотворен, согласно Священному Писанию, по образу и подобию Божию, как сущность единая духом, душою и телом.
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5:23).
«С точки зрения Православия и церковного Предания, нет основания видеть какие-либо препятствия для применения психиатрических или психоаналитических данных в деятельности пастыря. Психиатрия нисколько принципиально не противоречит пастырству, не должна ему мешать или каким бы то ни было образом умалять значение пастырского душепопечения. В пастырствовании могут и должны быть применяемы все средства, чтобы помочь душам в их затруднениях на пути спасения. Пастырской психиатрии, как уже сказано, не должно быть усвояемо значение равное аскетике, так как их области, хотя и являются смежными, но одна другую не исключающими, потому что психиатрия не вмешивается в область, подведомственную чистому богословию. Она ищет в тех сферах, где аскетика не имеет прямого применения. Психиатрия в руках пастыря является вспомогательным средством для обнаружения не греха, а патологических явлений, связанных с заболеваниями психиатрическими, т.е. душевными, а не духовными» (Архимандрит Киприан (Керн), 2002).
2. Люди, переживающие депрессивные состояния
Обращаясь к теме духовно-психологической помощи людям, переживающим депрессивные расстройства, в рамках этой статьи мы говорим не об оказании священнослужителем профессиональной психотерапевтической помощи тем, кому поставлен соответствующий медицинский диагноз. Оказание помощи священнослужителем таким людям может быть частью комплексной духовной и медико-психиатрической помощи в формате взаимодействия профессионального консилиума душепастыря, психиатра, психолога. В этой статье мы говорим о первичной помощи священнослужителя, прежде всего, тем душам, которые имеют уловимые непрофессиональным взглядом общие признаки депрессивного расстройства. Также мы рассуждаем о способах помощи тем людям, которые, обращаясь к душепастырю, часто сами себя причисляют к депрессивно страдающим ввиду поверхностного самоанализа или по причине неосознанного извлечения вторичных психологических или социальных выгод из позиции «депрессивного человека». Такие люди часто приходят в Церковь «по зову страждущей души» за позитивным вниманием, сочувствием, утешением, поддержкой, верой, чудом и новыми смыслами.
Вот как игумен Евмений в 48-м издании «Христианского собеседника», посвященного теме «Пастырская помощь душевнобольным», описывает психологический портрет депрессивного человека, обратившегося за душепастырской помощью:
«Речь идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Это прирожденные пессимисты. От будущего они не ждут ничего, кроме несчастья и трудностей, прошлое же доставляет только угрызения совести по поводу действительных или мнимых грехов, совершенных ими. Они чрезвычайно чувствительны ко всяким неприятностям, иной раз очень остро реагируют на них. Вечно угрюмые, мрачные, недовольные и малоразговорчивые, они невольно отталкивают от себя даже сочувствующих им, замыкая тем самым создаваемый ими порочный круг «меня никто не любит». Во внешних их проявлениях, в движениях, в мимике большей частью видны следы какого-то заторможения: опущенные черты лица, бессильно повисшие руки, медленная походка, скупые вялые жесты – от всего этого так и веет безнадежным унынием. В сделанном они замечают преимущественно ошибки, а в том, что предстоит – столько трудностей, что невольно опускаются руки… Время от времени развиваются психотические вспышки: или маниакальные или депрессивные. Таких пасомых пастырь должен окружить особым участием. Ему желательно сконцентрировать их внимание прежде всего на радости, которую несет Православие, Евангелие, жизнь церковная» (Игумен Евмений, 1999).
В документе Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви «Пастырское попечение Русской Православной Церкви о психически больных» священнослужителям предлагается при общении с паствой обращать внимание на следующие признаки:
«7.2. 2) депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, малоценности, чрезмерной греховности;
3) депрессивные состояния с размышлениями о бессмысленности и бесцельности жизни, антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями;
4) депрессивные состояния с чувством богооставленности, утратой смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие».
3. Важность душепастырской работы с глубинными смыслами
В рамках душепастырской модели духовно-психологической работы по оказанию первичной помощи депрессивно настроенным людям мы предлагаем рассматривать депрессивные состояния обратившихся как кризис внутренних, жизнеутверждающих, важных для принятия себя и мира смыслов.
При таком рассмотрении логотерапевтическая модель работы с внутренними состояниями депрессивно расстроенного человека является наиболее уместной, если выбирать из широкого спектра психологических и психотерапевтических методик помощи людям с невротическими, в том числе и депрессивными расстройствами. Логотерапия Виктора Франкла стала методологией и прикладной практикой помощи, которая наиболее близка к модели душепастырской помощи ввиду своей ориентированности на работу с личностными смыслами, убеждениями, внутренними ценностями человека, со всем тем, с чем всегда работает душепастырь в процессе духовного сопровождения обратившегося за помощью человека.
3.1 Цель психотерапии и логотерапевтический подход
«Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души. …логос в логотерапии подразумевает смысл. Человеческое бытие всегда стремится за пределы самого себя, всегда устремляется к смыслу. Тем самым главным для человеческого бытия является не наслаждение или власть и не самоосуществление, а скорее осуществление смысла. Поэтому логотерапия ведет речь о «стремлении к смыслу»» (Франкл В., 1990).
3.2 Логотерапевтический подход в душепастырской работе оказания духовно-психологической помощи
Предлагаемая автором статьи «Техника душепастырской работы с глубинными смыслами» – это техника логотерапевтического (смысло-ориентированного) диалога с опекаемым, которая подразумевает актуализацию личностных смыслов и опыта собеседника для нахождения личного ресурсного опыта и скрытых смыслов в преодолении депрессивных состояний. Техника является церковно-приходской адаптацией так называемого в профессиональной литературе «логоанализа».
Логоанализ разработан Джеймсом Крабо, учеником основателя Логотерапии В. Франкла. В логоанализе используются два основных приёма: расширение поля сознания, так называемого «сознательного знания» и стимулирование творческого воображения. После каждого шага инвентаризации происходит обсуждение результатов с терапевтом. Это позволяет выработать навык чаще смотреть на свою жизнь, как бы оценивая её со стороны. Основные тезисы логоанализа:
- Всегда существуют ответы, даже если они сейчас не видны.
- Эти ответы заключены в нас самих.
- Способ открытия этих ответов — глубокий проникающий взгляд на собственную жизнь (инвентаризация жизни) и стимулирование творческого воображения.
4. «Техника душепастырской работы с глубинными смыслами» (Р. И. Надюк)
«Однако для того, чтобы помочь пасомому обрести себя заново, выйти из замкнутого круга саморефлексии, пастырь должен прежде глубоко вчувствоваться в человека, понять и услышать его внутреннее состояние, его внутренний запрос, тот путь выхода из жизненного тупика, который предназначен ему Божественным промыслом» (Игумен Евмений, 1999).
В рамках предлагаемой техники логотерапевтического диалога душепастырю рекомендуется реализовать следующие пять этапов душепастырской беседы.
4.1 Знакомство со случаем, принятие и безоценочность
На начальном этапе диалога, когда происходит знакомство с индивидуальным случаем опекаемого, душепастырю важно внутренне принять недирективную, безоценочную, поддерживающую позицию, мотивированную установкой не судить и оценивать, а узнать и понять внутренний мир опекаемого.
4.2 Поиск «ключевых фраз»
Слушая опекаемого по теме обращения или актуализируя тему беседы наводящими вопросами, уловить и выявить ключевые фразы и понятия, на смыслы которых опирается сознание человека в обсуждаемом предмете диалога.
Ключевые фразы – это слова или словосочетания, которые часто и эмоционально вовлеченно использует человек для описания личностно-значимых ценностей, проявлений или состояний.
С ключевыми понятиями или фразами человек всегда ассоциирует часто до конца не осознаваемые «ключевые смыслы». Это личностные определения важных для человека понятий, таких, например, как «счастье», «беда», «проблема», «хорошо», «плохо», «жить по-настоящему», «быть здоровым» или «успешным». У каждого человека эти понятия окрашены личными (ключевыми) смыслами, которые мотивируют или фрустрируют его личность.
4.3 Выявление «ключевых смыслов»
Выявление «ключевых смыслов» осуществляется посредством наводящих вопросов к ключевым фразам и понятиям опекаемого: «Что это значит для тебя?», «Как ты это понимаешь?», «Что это значит, по-твоему?». Здесь очень важно умение задавать «безоценочные» вопросы, которые актуализируют личностно значимые (а не правильные или неправильные) ключевые смыслы опекаемого. Многие, отвечая на них, впервые начинают осознавать личностную концепцию или ключевые смыслы понимания «добра», «зла», «помощи», «любви», «успеха» и т.д.
Ключевые смыслы – это личные концепции и определения, запечатленные в личностно значимых ассоциациях и мыслеобразах, которые актуализируются в сознательном или иррационально ощущаемом бессознательном собеседника при осмысленном проговаривании ключевого слова или фразы. Люди используют одинаковые термины, но переживают различные, индивидуально окрашенные смыслы, выражая их «в своих, личностно значимых определениях». Понять «личностно значимое определение» ключевой фразы или термина – задача этого этапа.
4.4 Ресурсный / фрустрирующий опыт: поиск ассоциативной связи
Далее к «ключевым смыслам» задаются вопросы, направленные на актуализацию фрустрирующего или мотивирующего ресурсного опыта, с которым ассоциативно связан «ключевой смысл» фразы. «Было ли это в твоей жизни?» – фраза «ключевого смысла». «Можешь вспомнить, когда и при каких обстоятельствах ты это понял, почувствовал, пережил?» – фраза «ключевого смысла». «Можешь вспомнить, когда это у тебя по-настоящему было?» – фраза «ключевого смысла».
Ключевые фразы актуализируют ключевые смыслы, а ключевые личностно значимые смыслы ассоциативно связаны с ресурсным опытом конкретного периода, отрезка, фрагмента жизни человека, а именно с тем опытом, который повлиял на формирование тех глубинных смыслов, которые фрустрируют или мотивируют собеседника в настоящем.
Это самый чувствительный этап поиска ассоциативной связи между ключевыми смыслами и ресурсным опытом, который требует от душепастыря проявления такта, уважения и навыков недирективного, клиенто-центрированного активного слушания, через которое опекаемый принимает поддержку, принятие и христианскую любовь.
Результатом такого ассоциативного поиска становится история или несколько похожих историй из жизни опекаемого, в которых он получил ресурсный опыт, повлиявший на формирование мотивирующих или фрустрирующих установок, которые мы назвали «глубинными смыслами», обращая внимание на их иррационально детерминирующий потенциал.
4.5 Раскрытие глубинных смыслов – рационализация жизненного урока
К ресурсному опыту, то есть к истории или историям из прошлого, которые возникли в результате анализа ассоциативной связи ключевых фраз и ключевых смыслов, задаются рационализирующие вопросы: «Что ты тогда понял о себе / своей душе / способностях / возможностях?», «Что именно ты пережил?», «Чем это для тебя было?», «Чему ты тогда научился?», «Что ты лучше понял о ближних/ людях /об этом мире?», «Что ты понял о своей жизни?», «Что ты понял о Боге?».
Ресурсный опыт связан с личной историей или историями из прошлого, в переживаниях которых сформировались мотивирующие или фрустрирующие глубинные смыслы человека.
Обычно это история, в которой наиболее концентрированно душа опекаемого пережила радость или горе, страх или успех. Воспоминание, проживание и рационализация такой истории позволяет выявить, понять и скорректировать глубинные смыслы человека.
Глубинные смыслы – это иррационально мотивирующие или фрустрирующие установки, вынесенные из ресурсного опыта, иррационально детерминирующие человека в жизни «здесь и сейчас», которые связаны с ключевыми смыслами, ключевыми фразами.
Вскрытие глубинных смыслов происходит в процессе рационализации ресурсного опыта, как урока, ресурса для понимания себя, людей, мира, что и является главной задачей этого этапа душепастырского собеседования.
В дальнейшем душепастырь может скорректировать сформулированные опекаемым рационализации поддерживающим или критичным наставлением, утверждая или исправляя их, в зависимости от системы религиозных координат добра и зла конкретного душепастыря.
В случае если опыт определяется как ресурсно-созидательный, душепастырь может перенести урок и глубинные смыслы на ситуацию или жизнь «здесь и сейчас». В случае если опыт определяется как фрустрирующий, душепастырь актуализирует нужные религиозные императивы, которые мотивируют опекаемого, оттолкнувшись от негативного опыта прошлого, довериться новому религиозному душеспасительному опыту / сделать «шаг веры».
«Важно научить пасомого умению «переключаться» из состояния депрессии в состояние упования, надежды, молитвы» (Игумен Евмений, 1999).
5. Преимущества реализации техники душепастырской работы с глубинными смыслами
5.1 для душепастыря:
- позволяет быстро построить доверительный альянс, смоделировать отношения принятия;
- формирует безоценочное отношение к опекаемому в духе христианского братолюбия;
- включает опекаемого во внутреннюю духовно-психологическую работу;
- позволяет быстро найти ресурсный или фрустрирующий опыт и принять наиболее экологичную к душе опекаемого стратегию душепастырской помощи;
- профилактирует духовно-психологическое выгорание душепастыря, так как формирует навык совместного поиска и разделения ответственности за духовно-психологический результат в жизни опекаемого.
5.2 для опекаемого:
- быстро формирует доверительные отношения в результате проявления душепастырем интереса к мнению, мыслям, чувствам, смыслам опекаемого;
- включает ресурсы саморефлексии, расширяя внутреннее поле осознанности, ассоциативных связей, мыслей, чувств и прошлого опыта;
- формирует эффект инсайта или откровения, нахождения важных смыслов, благодаря стимулирующим сознание наводящим вопросам душепастыря;
- развивает навык духовно-психологической самопомощи, формируя навык рационализации иррациональных состояний.
6. Библиотерапия
БИБЛИОТЕРАПИЯ / BIBLIOTHERAPY (от греч. «biblion» – книга и «therapeia» – уход, забота, лечение) – направление и метод психотерапии и психокоррекции, использующее литературу различных жанров как терапевтический фактор. О целительном воздействии литературы известно с давних времен. Первые научные исследования этого вопроса начались в XIX в. Возможность целенаправленного применения отмечена В.М. Бехтеревым, предложившим либропсихотерапию (лечебное чтение), и В.Н. Мясищевым (терапия через книгу, библиотерапия). Различным аспектам чтения и библиотерапии посвящены работы Б.Д. Карвасарского, В.А. Невского, А.Ф. Лазурского, Н.А. Рубакина, А.А. Гайворовского, И.З. Вельковского, Р. Баркера, К. Меннингера, А.М. Миллера, О.Л. Кабачек, Ю.Н. Дрешер, Е.Н. Исаевой, И.Н. Казариновой, Ю.Б. Некрасовой, И.А. Столяровой и др. В основе воздействия на читателя в библиотерапии лежит механизм идентификации: отождествляясь с героем произведения, человек погружает себя в его обстоятельства, эмоционально реагирует, сопереживает. Лечебный эффект базируется на узнавании пациентом своей проблемы, травмирующей ситуации в художественном произведении и следовании заданным в нем образцам выхода из подобных ситуаций, их психологического преодоления. Также интересны аспекты отношений между читателем, текстом и автором. Сложились три основных подхода к многоуровневому процессу библиотерапии: рецептурный, мотивационный и педагогический. Методический арсенал библиотерапии активно развивается и систематизируется. Выделяют библиотечную, семейную (домашнее, семейное чтение), индивидуальную и групповую библиотерапию.
Рассматриваются возможности разных литературных жанров в библиотерапии – поэзия, сказки и др., а также применение библиотерапии в работе с различной проблематикой, в широком возрастном диапазоне участников, в разных социальных группах и т. д. (Александрова Р.А., Бакланова Е.А., Баранов Е.Г., Веракса А.Н. и соавт., 2021).
6.1 Библиотерапия как душепастырская работа с текстами Священного Писания
В душепастырской помощи «труждающимся и обременённым», в том числе и людям, переживающим депрессивные состояния, мощным мотивационным и трансформирующим ресурсом является рефлексивно переживаемое размышление над определенными текстами Священного Писания.
«Чтение также относится к инструментам пастырского душепопечения – наставлению словом. Однако в отличие от устного научения, здесь слово воздействует на людей в письменном виде, будь то Священное Писание или другие книги» (Алпатов С., 2018).
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).
Данный текст Библии стал для нас направляющим в разработке авторской техники библитерапевтического чтения текстов Священного Писания в духовно-психологической помощи людям, переживающим депрессивные состояния. Читая с такими людьми определенные тексты Священного Писания с использованием техники логотерапевтического диалога, душепастырь побуждает собеседника рефлексировать по теме описанных в тексте состояний, переживаний, выводов и решений библейского персонажа, ассоциативно связывая их со своим личным опытом. Такое рефлексивное чтение вызывает со стороны опекаемых высокую степень вовлеченности, саморефлексии, самоидентификации и эмоционального отреагирования личного фрустрирующего опыта и принятия ценностей библейского персонажа.
В сознании русского многонационального народа есть врожденное уважительно-почтительное отношение к Библии, как к любой священной книге. Это духовно-трансцендентное чувство актуализируется при личном чтении Библии в отношениях логотерапевтического диалога и становится мощным духовно-психологическим мотиватором трансформации личности. Мотивация уважения, благоговения и доверия, формируемая в процессе совместного размышления над Библией, способствует самораскрытию и доверительному отношению опекаемого при условии, если душепастырь остается в недирективной, безоценочной позиции друга-наставника, который в рамках логотерапевтического диалога задает вопросы к смыслам Священного Писания.
6.2 Ресурсные тексты для библиотерапии в душепастырской помощи
- Псалмы плача из Псалтири синодального перевода Библии являются оптимальным началом для актуализации депрессивных чувств, мыслей, установок страждущего для их дальнейшего отреагирования и исповедания. Их более шестидесяти, включая индивидуальные и общие молитвы плача. Индивидуальные плачи (например, Псалмы 3, 21, 30, 38, 41, 56, 70, 119, 138, 141) помогают человеку выразить борьбу, страдание или разочарование Господу.
Вот некоторые примеры:
Псалом 30
«10. Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя. 11. Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. 12. От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. 13. Я забыт в сердцах, как мертвый; я — как сосуд разбитый, 14. ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. 15. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог. 16. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. 17. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею». (Пс. 30:10-17)
Псалом 141
«1. Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился; 2. излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. 3. Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. 4. Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей. 5. Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых. 6. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. 7. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». (Пс. 141:1-7)
Проживание с библейским персонажем близких депрессивному человеку смыслов одиночества, отверженности и состояний тоски, печали и уныния в присутствии поддерживающего душепастыря, с одной стороны, выводит депрессивного из закрытого пространства невротического одиночества, разрушая иллюзию о трагичной исключительности своих душевных страданий, с другой стороны, позволяет в контролируемой форме пережить и исповедовать противоречивые мысли и чувства, вскрыть накопившуюся агрессию и самоагрессию, актуализировать ключевые вопросы и смыслы.
- Псалмы, включающие элементы саморефлексии и упования, обладают трансформирующим ресурсом, особенно те отрывки, в которых автор взаимодействует со своей душею, как, например, в 41-м Псалме:
«4. Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» 5. Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. 6. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. 7. Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе… 9. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей». (Пс. 41:4-9)
Разговор с душею библейского персонажа позволяет переключиться на «стоны своей души», вербализовать их, отождествить себя с героем Библии и переключиться на предлагаемые им смыслы: упование, вера, надежда душеспасительные действия.
Библейские императивы, побуждающие проявление внутренних ценностей и добродетелей. Например, Псалом 36:3 «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» (Пс. 36:3).
- Библейские императивы побуждают выйти из зоны комфорта, но только в том случае, если депрессивный человек нашел ассоциативную связь своего опыта со смыслом текста. В этом хорошо помогает умелое включение элементов ранее представленной техники душепастырской работы с глубинными смыслами, если ключевым словом, с которого начинается работа, выбирается библейский императив, например, «уповай на Господа».
6.3 Пример реализации техники душепастырской работы с глубинными смыслами в библиотерапии (Р.И.Надюк)
«Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» (Пс. 36:3).
6.3.1 Ключевой императив
Душепастырь может задать вопрос к одному или всем ключевым словам-императивам. Что значит для тебя? / Как ты понимаешь? / Что значит, по-твоему, «уповать на Господа, делать добро, хранить истину»?
Императив, который дает больший эмоциональный отклик, становится ключевым в аналогии с ключевой фразой в технике душепастырской работы с глубинными смыслами. Например, «уповать».
6.3.2 Ключевой личностный смысл библейского императива
Версия, которую формулирует опекаемый, точно запоминается или записывается и уточняется душепастырем. Например, «уповать – это значит сильно надеяться и ждать». В дальнейшем к ней (к личной версии императива), как к ключевому смыслу, задается серия вопросов, актуализирующих ассоциативную связь с ресурсным опытом.
6.3.3 Поиск ресурсного опыта
Душепастырь наводящими вопросами ищет личный опыт, с которым связан ключевой личностный смысл библейского императива. Например, «уповать – это надеяться и ждать».
«Можешь вспомнить, когда тебе нужно было / приходилось / удавалось «уповать – надеяться и ждать»? Когда у тебя «уповать – надеяться и ждать» получалось по-настоящему?» или «…лучше всего?», или «… сильнее всего?».
Эти и другие подобные вопросы, задаваемые душепастырем с поддерживающей интонацией и невербаликой, с позволяющими подумать паузами, помогают опекаемому ассоциативно связать ключевой смысл библейского императива с ресурсным или фрустрирующим опытом, где опекаемый это пережил, например, «уповать – надеяться и ждать».
6.3.4 Отреагировать и рационализировать ресурсный опыт
Когда ресурсный опыт, в нашем примере «уповать – надеяться и ждать», найден, и опекаемый «упал» в ассоциативно-связанную историю своего личного опыта упования, надежды и ожидания, душепастырь работает с состоянием исповедания или психотерапевтического катарсиса. Слушает историю, слышит смыслы, спрашивает о главном, разговаривает о пережитом и поддерживает к полной откровенности и проживанию.
6.3.5 Глубинные личные смыслы библейского императива или рациональный урок
Как и в случае с применением ранее описанной техники душепастырской работы с глубинными смыслами, к ресурсному опыту истории из личного прошлого, ассоциативно связанной с библейским императивом, в нашем случае – «уповать – надеяться и ждать», задаются рационализирующие вопросы: «Чему ты тогда научился?», «Что ты понял о себе / своей душе / способностях / возможностях?», «Что ты понял о ближних / людях / мире?», «Что ты понял о жизни?», «Что ты понял о Боге?».
В случае если опыт определяется как ресурсно-созидательный, душепастырь может перенести урок ресурсного опыта и глубинных смыслов на ситуацию или жизнь «здесь и сейчас». В случае если опыт определяется как фрустрирующий, душепастырь актуализирует нужные религиозные, иными словами, духовные императивы, которые мотивируют опекаемого, оттолкнувшись от негативного опыта прошлого, довериться новому, религиозному, душеспасительному действию в настоящем. Другими словами, сделать «шаг веры» в добрую противоположность, «от избегания – к достижению, от страха в веру».
Этим приемом логотерапевтической техники в библиотерапии можно пользоваться в процессе совместного чтения различных ресурсных текстов Священного Писания и других священных книг и преданий.
7. Преимущества реализации техники душепастырской работы с глубинными смыслами в библиотерапии
7.1 Для душепастыря:
- позволяет быстро включить собеседника в поиск важных смыслов, актуализируемых Священным Писанием;стимулирует собеседника к осмыслению библейского сюжета и к личной рефлексии значимых ассоциативных связей библейского императива с личным опытом;
- позволяет привить духовные ценности в диалогичном, клиенто-центрированном, а не в монологично-директивном формате;
- профилактирует духовно-психологическое выгорание душепастыря, так как позволяет эмоционально быть в корректирующей, а не формирующей позиции.
7.2 Для опекаемого:
- обретает личную заинтересованность в чтении Библии, как книги, актуализирующей личный опыт;
- формирует эффект инсайта или откровения от Библии, Бога, Божия человека и душепастыря.
- Священное Писание становиться Книгой, направляющей к личностно-важным смыслам;
- развивает навык духовно-психологической самопомощи, формируя навык саморефлексии в процессе чтения Священного Писания.
Данная техника апробирована в течение 6 лет на более чем 300 опекаемых христианского вероисповедания разных конфессий, студентах программы «Церковное душепопечительство» Семинарии евангельских христиан, в том числе и переживающих субдепрессивные состояния. По отзывам опекаемых, большинство из них обретали позитивные и душеспасительные смыслы, личные инсайты и откровения, находили для себя новый, личностный формат чтения Священного Писания и эффективный способ душепопечительской помощи и самопомощи.
Выводы
Преимущества применения логотерапевтических техник душепастырской работы с глубинными смыслами и душепастырской библиотерапии состоит в том, что они:
- достаточно эффективны в оказании первичной духовно-психологической помощи в условиях церкви или прихода;
- легко интегрируются в любой стиль душепастырского взаимодействия с паствой;
- легко осваиваются, предъявляя требования начальной коммуникативной компетентности;
- не требуют много времени для реализации;
- позволяют экологично работать с опекаемым, избегая эффекта психологического давления;
- техники обладают ресурсом самообучения, развивая у опекаемого навыки духовно-психологической самопомощи;
- применение логотерапевтических техник профилактирует духовно-психологическое выгорание душепастыря ввиду своей клиенто-центричности по стилю реализации, что позволяет душепастырю, уделяя внимание каждому опекаемому, долгое время оставаться эмоционально ресурсным для окормления многочисленной паствы.
Использованная литература:
- Александрова Р.А., Бакланова Е.А., Баранов Е.Г., Веракса А.Н. и соавт. Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий, определений, терминов. Минск. Харвест, 2021.
- Евмений, игумен. Пастырская помощь душевнобольным. – Ивановская обл.: Макариев-Решемская обитель, «СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ», выпуск 48, 1999.
- Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
- Коллинз Г. Пособие по христианскому душепопечению. Библейская кафедра, Издательство «Мирт», Санкт-Петербург, 2003.
- Кондаков И.М. Психологическая энциклопедия. – СПб.; М.; Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003(М.: ПФ Красный пролетарий). – 508 с.: ил., портр.; 27 см. ISBN 5-93878-093-4.
- Миллер А.М. О реабилитационном аспекте библиотерапии при неврозах. Вопросы психотерапии. Доклад. Всесоюзная научная конференция. М., 1977, с. 128-132.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Гозмана Л. Я. и Леонтьева Д. А.; вст. ст. Леонтьева Д. А. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с: ил. — (Б-ка зарубежной психологии).
- Алпатов С. «Инструменты пастырского душепопечения по Священному Писанию и творениям святых отцов»; Сайт Московской сретенской духовной академии https://sdamp.ru/news/n6888/
- Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных. Документ Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, 2020 г. Официальный сайт Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. [https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh].
[1] Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных. Документ Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, 2020 г.