Павлова О.С.
Аннотация: в исламе поддержание здоровья, в т.ч. психологического и психического, считается обязанностью верующего, и существует многовековая традиция поддержания психологического благополучия («Аль-Афия») верующего. Многие мусульманские учёные-энциклопедисты, будучи наследниками Платона, Аристотеля, стоиков, развивали их учения применительно к исламу, в т.ч. в области психического здоровья. В Коране много внимания уделяется рассуждениям о том, почему человек печалится, и как избавиться от печали – «хузн» (под этим словом подразумевается депрессия, и оно встречается в Коране 42 раза). В исламе – двоякое отношение к депрессии, связанное с видением ее причин: одна из них – «нездоровое сердце», загрязнённое дурными греховными поступками, негативными или лживыми мыслями, которое может заразить все тело; вторая – повышенная чувствительность, свойственная прозревшим сердцам, постоянно стремящимся поддерживать чистоту внутреннего мира и остро реагирующим на происходящее вокруг (т.н. депрессия благочестивых). В классической мусульманской литературе рассматривается проблема излечения от депрессии и даются простые и понятные рекомендации, как избавиться от печали. Первый мусульманин-психолог, живший в IX веке, Абу Зайд аль-Балхи, был первым специалистом по когнитивно-поведенческой терапии. Он разработал методику «терапии прощения и терпения», работы со страхами и паникой, а также пошаговый алгоритм работы с депрессиями. Ольга Сергеевна рассказала о созданной в 2017 г. Ассоциации психологической помощи мусульманам, в которую входят психологи, психиатры и религиозные деятели, в т.ч. имамы.
Ключевые слова: депрессия, «терапия прощения и терпения», здоровье в исламе, Абу Зайда аль-Балхи, «медицина духа», психологическое благополучие.
Достижение счастья и переживание несчастья в исламской традиции
С точки зрения ислама, поддержание здоровья, как физического, так и психического, – это поклонение, поскольку мусульмане верят, что в Судный день будут спрошены за то, как расходовали собственное здоровье: «Раб не сдвинется с места до тех пор, пока не будет спрошен о четырех вещах: о его жизни, о молодости: на что он её потратил? и о его знании: как он применял его? и о его богатстве: откуда он взял его и на что потратил? и о его теле: как он его использовал?» (сборник хадисов Ат-Тирмизи). Психологическое и психическое здоровье в исламском мире всегда считалось тесно связанным с физическим здоровьем, поэтому его поддержание является важнейшей обязанностью мусульманина. Первые психиатрические больницы были построены арабскими мусульманами очень рано: в Багдаде в 705 году, в Фесе в начале VIII века и в Каире в 800 году, в Дамаске и Алеппо в 1270 году.
Представление о депрессии известно из трудов средневековых мусульманских ученых, в которых они не только осмысливали разные психологические состояния человека, но также и предлагали свои способы избавления от негативных состояний. Если в доисламский период такие термины, как «саада» (счастье) и «шакава» (горе, несчастье) связывались с положением звезд, то есть с везением и удачей, то с приходом ислама счастье или несчастье стали рассматриваться как результат старания и деятельности человека и решения Аллаха. Вечное счастье можно обрести лишь в последующей, вечной жизни. А обретение счастья в этом мире возможно при условии соблюдения основных канонов ислама, а также поддержания гармонии души и тела, здоровья душевного, духовного и физического, поскольку в исламской психологии распространен био-психо-социо-духовный подход к здоровью человека (Rassool, 2021).
Термин «шакава», как и многие другие арабские слова, включает много значений, отражающих разновидности горя и несчастья: «хавф» – страх, «хамм» и «хузн» – печаль, недовольство, беспокойство, «хасра» – сожаление о потере и гибели, «дийк» – состояние и ощущение души при осознании невозможности возмещения, душевное беспокойство, сомнение и волнение. Похожее значение имеет и слово «гам», означающее беспокойство, скорбь. О разных состояниях человека можно черпать информацию в стихах (аятах) Корана, в частности, термин «хузн» (печаль) встречается в Коране 42 раза.
В трудах мусульманских ученых подробно раскрыто представление о достижении счастья как состояния, альтернативного состоянию печали и грусти. «Нам следует стремиться к тому, чтобы мы были счастливы, и беречь себя от того, чтобы стали несчастны» (аль-Кинди, 2022, с. 14) – таковы слова выдающегося мусульманского ученого, которого по праву называют первым мусульманским психотерапевтом, Абу Юсуфа Исхака аль-Кинди (около 803 – около 872). В десяти психотерапевтических советах мусульманского ученого-энциклопедиста изложены возможности формирования полезных для личности привычек, которые будут способствовать защите от несчастий. Среди этих полезных рекомендаций, например, совет: не делать то, что ввергает нас в печаль, а также относиться к различным негативным явлениям в нашей жизни как к временным и преходящим. Так же мы должны относиться и к благам, которые являются «арендованными нами у нашего Создателя». Абу Юсуф аль-Кинди рекомендует не стремиться к безудержному приобретению того, что возможно потерять и что впоследствии вызовет печаль и разочарование (в чем заметно использование опыта античных школ этики). Таким образом, мы видим в средневековом трактате мусульманского ученого рецепты формирования добродетелей, которые помогут сохранить наше душевное (психологическое) состояние благоприятным, то есть позволят почувствовать себя счастливым.
Вслед за аль-Кинди, мусульманские ученые обращали внимание на то, что в излечении душевных болезней следует прибегать к «медицине духа» – «тыбб ар-рухани». Человек должен стремиться не к меняющимся и преходящим благам и возможностям, а к нравственным добродетелям и развитию разума, которые остаются с ним навсегда, а объекты для любви выбирать из «мира разума».
Важнейшим аспектом, с точки зрения аль-Кинди, является формирование полезных привычек на основе правильных убеждений. Нрав, то есть черты характера, можно изменить правильным воспитанием: если постоянно повторять один и тот же поступок, можно выработать привычку к нему и выполнять его с желанием.
Исламские ученые расценивали нравственность как искусство обретения счастья и избавления от несчастья. Когда психологической технике соответствует нравственная основа, именно это сочетание дает личности надежный фундамент психологической устойчивости. Подтверждение этому мусульмане черпают в аятах Корана:
- «Цель, с которой посылались Нами посланники, — порадовать [передать радостные вести] и предупредить [предостеречь от опасностей]. Кто уверует и исправится [станет лучше], тем нечего бояться (беспокоиться), они не будут опечалены» (Коран, 6:48).
- «Они [кто обращен, возвращается сознанием и душой ко Всевышнему] уверовали, и их сердца становятся умиротворенными во время упоминания Господа. Не упоминанием ли Его успокаиваются [начинают чувствовать уверенность] сердца?!» (Коран, 13:28).
Работы Аль-Кинди положили начало развитию фальсафы – арабо-мусульманской философии, в которой множество выдающихся ученых совершенствовали свое представление о счастье. Категория «счастье» стала лейтмотивом, главной категорией всех размышлений о человеке, одной из основных характеристик фальсафы в целом, например: «О счастье» и «О достижении счастья» аль-Фараби и Ибн Сины, «О счастье и осчастливливании» аль-Амири ан-Нисабури. В работах фалясифа проектируется гармоничное общество, которое могут построить только гармоничные личности: «Добродетельный град» – у аль-Фараби, «Духовный град» – у «Братьев чистоты», «Справедливый град» – у Ибн Сины, «Совершенный град» – у Ибн Баджи, «Добродетельный град» – у Ибн Рушда (Павлова, 2020). Во всех этих трудах развивался эвдемонический взгляд на достижение счастья: путь обретения счастья рассматривался через нравственность и духовное становление человека, совершенствование разума и духа, формирование его способностей.
Так как психологи часто объясняют счастье через параметры психологического благополучия, то необходимо обратиться к представлениям ислама о психологическом благополучии.
Психологическое благополучие в исламском контексте
Согласно ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или немощи»[1]. Соответственно, здоровый человек должен обладать духовным здоровьем и социальным благополучием. И.Н. Хайбуллин обращает наше внимание на то, что одна из целей ниспослания Корана – психологическое здоровье мусульманина (Хайбуллин, 2021): «Ниспослали Мы [говорит Господь миров] тебе [Мухаммад] Коран не для того, чтобы ты был несчастен (мучился и страдал) [а потому не трактуй его с точки зрения усложнения жизни, “жертв во имя Бога”. Заключительное Писание тебе и людям дано в облегчение, в нахождение гармонии и для приобретения душевного спокойствия и комфорта]» (Коран, 20:2). Именно обретшая покой душа является основным духовным состоянием зрелой личности (89:27–30) (Хайбуллин, 2021, c. 98); это душа, обретшая «мир, покой, близость ко Всевышнему («ихсан»)» (там же, c. 98).
В исламе всестороннее здоровье описывают через понятие «аль-афия», которое переводится как «благополучие, здоровье, хорошее самочувствие, жизненная сила». Это понятие из ислама, которое вполне соотносится с позитивной психологией, то есть это позитивная психология мусульманина. Таким образом, благополучие мусульманина включает физические, психологические, духовные и социальные аспекты.
Еще одним исламским понятием, имеющим коннотацию, связанную с психологическим благополучием личности, является понятие «сакина», которое дословно переводится как «спокойствие, успокоение, присутствие Божье», «покой». Упоминание об этом состоянии встречается в Коране шесть раз: 2:248; 9:26, 40; 48:4, 18, 26. Аллах низводит сакину на Мухаммада («И низвел Аллах Свой покой [sakīnatahu] на него», 9:40), на Мухаммада и на верующих («Низвел Аллах Свой покой [sakīnatahu] на Своего посланника и на верующих», 9:26; то же в айате 48:26), а также непосредственно в сердца верующих: «Он узнал, что у них в сердцах, и низвел на них Свою сакину [al-sakīnata]» (48:18) – «Низвел сакину в сердца [al-sakīnata fī qulūbi] верующих, чтобы они увеличили веру с их верой» (48:4).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в Коране имеется важный контекст понимания психологического благополучия и связанных с этим понятий.
Современные зарубежные мусульманские ученые видят большой потенциал в изучении проблематики счастья с точки зрения ислама и психологии. Саид Мухаммад Накыб аль-Аттас раскрывает исламскую концепцию счастья (saadah), определяя цель счастья как любовь к Богу (аль-Атас, 2001). В мирской жизни человеку доступны два уровня счастья: первый – «временные психологические состояния, связанные с материальным миром, которые можно охарактеризовать как чувства или эмоции, возникающие в связи с удовлетворением определенных нужд и потребностей, достигнутых благодаря добродетельному поведению.
Второй уровень – это перманентное, сознательно достигаемое духовное состояние, являющееся субстратом материального существования, которое есть не что иное, как испытание, проверка на добродетель поступков вне зависимости от благосклонности судьбы. Достижение второго уровня происходит параллельно первому, с той лишь разницей, что желания уже укрощены, а потребности удовлетворены. Второй уровень счастья – это подготовка к его третьему уровню, на который мы выходим уже в иной жизни и высшей точкой которого является созерцание Бога. Такое понимание счастья и опыт его переживания остаются в сознании истинно верующих неизменными на протяжении многих веков» (аль-Атас, 2001).
Излагая подробно концепцию счастья, аль-Аттас большое внимание уделяет пониманию его антонима – несчастья (shaqawah), составными частями которого являются:
Khawf – страх перед неизвестностью, одиночеством и отсутствием общения, перед смертью; предчувствие ужаса;
Huzn – грусть, сожаление, тоска, душевное страдание;
Diq – страдание души и ума из-за невозможности понять причину сомнений и душевного волнения;
Hazrah – глубокая тоска об утраченном;
Hamm – обеспокоенность, тревога, терзание сердца и ума из-за страха перед надвигающейся бедой или болезнью;
Ghamm – уже свершившаяся беда, когда страх превращается в сплошную боль;
Usr – трудные, тяжелые и неприятные обстоятельства (Аль-Атас, 2001, с. 113–114).
Анализируя эти состояния, аль-Аттас подводит их к западному пониманию слова «трагедия», то есть «жизненная драма, которую телом и душой переживает человек, отвернувшийся от веры и отрекшийся от Бога» (там же, с. 114).
Мирское и высшее счастье связаны посредством веры (iman). «Корневая основа amina несет в себе идею пребывания в безопасности, освобождения от страха, а отглагольное от него имя amn означает “безопасность”, “свобода от страха”, который предстает как страх неизвестности, полного одиночества и отсутствия общения, как страх смерти и всего, что находится за ее гранью, как предчувствие грядущего ужаса, одним словом – как страх, связанный с конечной судьбой человека» (там же, с. 119). Только вера и добродетель могут спасти человека от этого состояния.
М. Джошанлу (Joshanloo, 2013) обращает наше внимание на то, что психологическое здоровье и благополучие во многом связаны с потенциалом культуры (религиозной, этнической), к которой принадлежит человек. Поэтому важно развивать религиозный потенциал эвдемонического пути к счастью через формирование исламских ценностей и добродетельного поведения в рамках ислама. Поскольку ислам выстраивает для его последователей всеобъемлющий образ жизни, то дает свои рекомендации по построению добродетельного поведения и формированию «благородных удовольствий». Актуализация истинного человеческого потенциала способствует удовлетворению истинных человеческих потребностей. Джошанлу обращает наше внимание на то, что, придерживаясь исламского образа жизни, мусульмане испытают множество различных положительных эмоций и удовольствий (например, жизнерадостность, спокойствие, удовлетворенность, благодарность, радость и т.д.). «Они [кто обращен, возвращается сознанием и душой ко Всевышнему] уверовали, и их сердца становятся умиротворенными во время упоминания Господа. Не упоминанием ли Его успокаиваются (начинают чувствовать уверенность) сердца?!» (13:28).
Таким образом, по Джошанлу, религиозная вера, добродетельное поведение, баланс между индивидуальными и социальными ценностями, всестороннее развитие – духовное, интеллектуальное, физическое – все это является надежным фундаментом психологического благополучия, напрямую связанным с исламом.
A.А. Бадри и Ван Нейм Ван Мансур (Badri, Wan Mansor) указывают на то, что достижение счастья в современном исламском представлении должно стать одной из целей шариата – макасид аль-алийя. Они обращают наше внимание на то, что, несмотря на частые упоминания о счастье, духовном благополучии и многих других концептах в Коране, в исламской юриспруденции этому понятию не уделяется должного внимания. Авторы выводят из целого ряда айатов Корана, где говорится об устранении печали, свое доказательство того, что печаль – это отрицательный элемент в жизни, а счастье – положительный элемент. Таким образом, подразумевается, что счастье является одной из конечных целей верующих, как в этом мире, так и в будущем (Коран 2:112; 2:277; 41:30; 16:97; 13:37; 10:58; 30:4). Авторы предлагают свои практические рекомендации к достижению счастья как макасид аль-шариа:
- Формирование сбалансированного мировоззрения, в котором максимальное внимание уделяется вере и духовности.
- Практика размышления (тафаккур), благодарности (шукур), удовлетворенности (ханаат).
- Повышение социального доверия и гармонии, практики повышения доверия и сплоченности в обществе.
- Сохранение и улучшение окружающей среды.
Подходы к преодолению депрессии в трудах мусульманских ученых
Первой работой, посвященной анализу депрессии, была работа Абу Зайда аль-Балхи, мусульманского ученого-энциклопедиста, ученика известного арабского философа, математика, врача Абу Юсуфа аль-Кинди. Аль-Балхи родился в 849 году в персидской провинции Балх, которая сейчас является частью Афганистана. Современники описывают его как человека вдумчивого и замкнутого, что, по всей вероятности способствовало написанию научных трактатов, значительно опередивших свое время. Поскольку он был не только великим врачом, географом, но и выдающимся мусульманским богословом, его работа является источником знаний по духовно ориентированной психологии, в которой душа и тело существуют в неразрывной связи и не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Именно поэтому его трактат, находящийся в Стамбуле, называется «Пища для тела и души». В части, посвященной здоровью тела, которая содержит 268 страниц, ученый рассматривает проявления психосоматических расстройств, способы их лечения; рассматривает вопросы окружающей среды и общественного здравоохранения; пишет о пользе физической нагрузки и тренировки тела.
Выдающийся современный мусульманский психолог Малик Бадри в предисловии ко второй части книги «Пища для души», которая состоит из восьми глав, пишет о ней как о шедевре психологической мысли, который опередил развитие психологии на одиннадцать веков. Аль-Балхи был одним из первых специалистов, дифференцировавших различия между психическими и психологическими расстройствами, психозами и неврозами. Классифицировав неврозы, он дал подробное описание духовно-когнитивной терапии для лечения каждого из видов описанных им расстройств. Он пишет о важности поддержания здоровья нафса (души) в исламском измерении. «Гений психологической медицины», «пионер психосоматической медицины», «современный психолог-консультант», «пионер когнитивной терапии» – такими эпитетами описывает великого ученого Малик Бадри.
Он первым классифицировал эмоциональные расстройства, описывая, как рациональная и духовно-когнитивная терапия может использоваться для лечения данных расстройств. Ал-Балхи первым обнаружил разницу между эндогенной и реактивной депрессией. Современная классификация психиатрических симптомов DCV-IV описывает тип депрессии, которую называют «нормальной депрессией», а аль-Балхи называл ее «хузн» (грусть). Два других типа депрессии – это реактивная и эндогенная депрессия. Большая, или психотическая, эндогенная депрессия – это тяжелая форма депрессии, которая требует госпитализации и медикаментозного лечения. Реактивная (невротическая) депрессия не сопровождается, как в предыдущем случае, бредом и галлюцинациями, и не требует госпитализации, лечится когнитивной терапией. Аль-Балхи дает четкие рекомендации, в каких случаях когнитивная терапия должна сопровождаться медицинским вмешательством:
«Когда душа здорова, ее проявления будут спокойными, без признаков каких-либо психологических симптомов, таких как гнев, паника, депрессия и других»; «Человек должен научить себя не слишком остро реагировать на незначительные инциденты или вещи, которые он слышит или видит. Когда он приучит себя терпеть эти маленькие раздражающие переживания, это станет (со временем) привычным, и тогда он сможет терпеть вещи, которые являются еще более расстраивающими, и переживания, которые являются еще более раздражающими» (аль-Балхи, 2019).
Поскольку дунья (земная жизнь) – обитель тревог, грусти, бедствий и беспокойства, человеку не избежать переживаний. При этом в жизни, по мнению автора, психологические страдания встречаются гораздо чаще, чем физические. Страдания души могут быть тяжелее страдания тела.
Аль-Балхи рекомендует страдающему душевными недугами (депрессией) обратиться за помощью к специалисту, так как помощь, получаемая извне, при получении консультации, более эффективна, «чем внутренняя попытка человека (в лечении) посредством генерирования его собственных терапевтических мыслей» (аль-Балхи, 2019).
«Уравновешенные мысли и убеждения должны генерироваться не только во время болезни. Они могут возникать и развиваться в период психологического здоровья и расслабленности и храниться в памяти для того, чтобы вернуть их к осознанию тогда, когда кто-то страдает от эмоциональных проявлений».
Описывая разницу между депрессией и печалью, Балхи писал, что «Депрессия в острой форме похожа на пылающий костер, в то время как грусть аналогична углю, который продолжает светиться после того, как огонь погас» (аль-Балхи, 2019). Печаль (хузн) – это одна из сложностей мирской жизни, которая подстерегает человека ежедневно. Пророк Мухаммад говорил: «О Аллах, я прошу у тебя защиты от беспокойства и печали, слабости и лени, малодушия и скупости». Одним из самых известных айатов Корана, в котором говорится об избавлении от напрасных тревог, являются четвертый и пятый айаты суры «аш-Шарх» (Раскрытие): «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» (Коран, 94:5-6). Здесь мусульманин получает усиленное, повторяющееся подтверждение тому, что после каждой сложности наступает облегчение. Поэтому никогда нельзя отчаиваться и терять надежду: «И никогда не оставляйте надежды на успокаивающее Милосердие Аллаха: поистине никто не отчаивается в успокаивающем Милосердии Аллаха, кроме тех, кто не имеют веры» (Коран 12:87).
Развивая идеи средневековых авторов, современные психологи-мусульмане предлагают собственные методы работы с депрессией на основе когнитивно-поведенческой терапии. Так, разработанное руководство по лечению депрессии на основе религиозной когнитивно-бихевиоральной терапии содержит описание десяти сессий работы с мусульманским клиентом, которое может быть использовано также и специалистом-немусульманином, но в котором активно интегрируются религиозные ресурсы.
Buwoud (2014) предполагает, что лечение депрессии или даже предотвращение депрессии в исламе может быть достигнуто с помощью нескольких методов или инструментов, таких как следование исламским принципам, благочестие или добрые дела, поклонение, терпение, молитвы и поминания Бога, удовлетворение и довольство тем, что у нас есть, раскаяние, приоритет позитивного мышления, знание того, как вести себя с токсичными людьми, и наличие надежды. Молитва и исламская медитация (тафаккур) могут существенно улучшить состояние человека, страдающего депрессией.
С точки зрения ислама, средоточием духовного здоровья и нездоровья является сердце, понимаемое как главный духовный орган человека. Пророк Мухаммад говорил: «И богатство, и бедность – от сердца. Богатому душой не навредят трудности, встречающиеся по жизни. Человеку же, у которого бедное (духовно) сердце, не хватит и огромного богатства, посылаемого судьбой». Поэтому духовным рецептом избавления от депрессии является поддержание духовной чистоты и веры, нравственное отношение к другим людям, оберегание себя от греховных (безнравственных, разрушающих духовность) поступков.
Заключение
Таким образом, в исламской традиции представления о различных психологических состояниях человека основываются на Коране и изречениях (хадисах) пророка Мухаммада, а забота о здоровье, в том числе психическом, является обязанностью мусульманина и рассматривается как форма поклонения. Представления о том, что религиозная вера, добродетельное поведение, баланс между индивидуальными и социальными ценностями, всестороннее развитие – духовное, интеллектуальное, физическое – являются надежным фундаментом психологического благополучия, напрямую связаны с теми знаниями о человеке, его вере и мотивах поведения, которые основываются на исламском понимании человеческой природы.
Мусульманские ученые развивали в своих трудах идеи о счастье как о цели существования мусульманина. При этом достижение счастья предполагает нравственное и духовное развитие личности. Как средневековые, так и современные мусульманские психологи рассматривают в своих трудах подходы к психологическому благополучию и способы его достижения на основе религиозных знаний и ценностей.
В средневековом трактате выдающегося мусульманского ученого Абу Зайда аль-Балхи (IX в.) представлено понимание депрессии как состояния, отнимающего у человека много сил и требующего вмешательства специалиста, а также дается классификация депрессий и предлагается пошаговое руководство по ее преодолению.
Временность страданий и осознание их конечности связано с пониманием временности земной жизни человека. А соблюдение образа жизни, предписанного исламом, и воздержание от грехов, способствует, по мнению мусульманских ученых и практиков, преодолению и даже защите от душевных недугов.
Использованная литература:
- Аль-Аттас М.Н. Введение в метафизику Ислама: изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения. Пер. с англ. Кямилев С.Х., Ибрагим Т.М. (ред.). Куала-Лумпур: Институт исламской цивилизации, Международный институт исламской мысли и цивилизации; 2001. 410 с.
- Аль-Балхи Абу Зайд. Пища для души. Когнитивно-поведенческая терапия врача девятого века / Абу Зайд аль-Балхи; перевод и аннотация рукописи девятого века выполнены М. Бадри; перевод Л. Мамедова. – М.: Международный институт исламской мысли, ОО «Идрак», Ассоциация психологической помощи мусульманам, 2019. – 110 с.
- Аль-Кинди. Как избавиться от печали : [трактат и научное исследование] / Фбу Юсуф ибн Исхак аль-Кинди. – Уфа : ООО «Читай-Умма», 2022. – 112 с.
- Павлова О.С. Исламская концепция счастья: психологический анализ. Minbar. Islamic Studies. 2021;14(4):923-950. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2021-14-4-923-950
- Павлова О.С. Психология: исламский дискурс / О.С. Павлова. – М.: Ассоциация психологической помощи мусульманам, АНО НПЦ «Аль-Васатыя – умеренность», 2020. – 208 с.
- Павлова О.С. Психология в трудах мусульманских ученых: учебное пособие / О.С. Павлова. – Болгар: Мусульманская религиозная организация духовная образовательная организация высшего образования «Болгарская исламская академия», 2022. – 240 с.
- Рассул Г. Х. Исламское консультирование. Введение в теорию и практику. – М. : Институт интеграции знаний, Ассоциация психологической помощи мусульманам, 2022. 391 с.
- Хайбуллин И.Н. Концепция благополучия (аль-афия) в Исламе. Ислам: личность и общество. 2021;(1–2):98–104.
- Azhar, M. Z., & Varma, S. L. (1995). Religious Psychotherapy in Depressive Patients. Psychotherapy and Psychosomatics, 63, 165-168. DOI.org/10.1159/000288954
- Badri A. A., Wan Mansor Wan Naim. Happiness as an Objective of Shari’ah: Analysing its Operationalisation in Public Policy. Islam and Civilisational Renewal. [Electronic source]. Available at: https://icrjournal.org/index.php/icr/article/view/247/231 DOI: 10.12816/0035263 (Аccessed: 21.10.2021).
- Bulut S., Hajiyousouf I. I., Nazir T. Depression from a Different Perspective. Open Journal of Depression. Vol.10 No.4, November 2021. DOI: 10.4236/ojd.2021.104011
- Buwoud A. (2014, December). Aleilaj Alnafsi lil-Idhtirabaat Al-Nafsiyah Min Manzur Islami—Al-Ikti’aab Namudhaj [Psychotherapy for Mental Disorders from an Islamic Perspective—Depression for Instance]. Social Sciences Journal, No. 19, 199-209.
- Ciarrocchi J. W., Pearce D. S. M. J., Koenig H. G., Vasegh S. 10-Session Treatment Manual for Depression in Clients with Chronic Physical Illness. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4457450/#R6
- Joshanloo M.A. Comparison of Western and Islamic Conceptions of Happiness. Journal of Happiness Studies. 2013;14(6):1857–1874. DOI: 10.1007/s10902-012-9406-7
- Rassool G. H. Islamic Psychology. Human Behaviour and Experience from an Islamic Perspective. Routledge, 2021.
[1] Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/frequently-asked-questions (дата обращения: 01.01.2023).