Иванин Д.А.
Аннотация: В данной статье рассматриваются роль и задачи православного священника в системе оказания комплексной помощи православным христианам, страдающим эндогенными депрессиями. Рассматривается потенциал православного вероучения и присущего ему типа духовного совладания, а также потенциал православного прихода. Выделяется специфическая область индивидуального пастырского душепопечения – выстраивание отношений с Богом, противостоящая возникающему при депрессии чувству «богооставленности».
Ключевые слова: Богословие депрессии, пастырское душепопечение, духовное совладание.
По предварительным оценкам Министерства здравоохранения Российской Федерации, депрессией страдает 20% лиц трудоспособного возраста, около 20% детей и подростков, 25% пожилых и около половины людей, страдающих соматическими заболеваниями[1]. При этом отмечается, что выявление случаев депрессии врачами затруднено, а почти в половине случаев пациенты стараются умолчать о симптомах болезни. На фоне пандемии COVID-19 Всемирная организация здравоохранения зафиксировала рост числа людей, страдающих депрессивными расстройствами на 28%[2].
Депрессия чаще всего проявляется ухудшением настроения – грустью, чувством опустошённости, потерей интереса к работе и любым занятиям, патологическим чувством вины или низкой самооценкой, негативным видением будущего, нередко сопровождается когнитивными нарушениями – снижением концентрации, нарушением сна, ощущением сильнейшей усталости, упадком сил и изменением аппетита в течение большей части времени на протяжении более двух недель (Тиганов А.С., 2016; Каледа В.Г., 2021). У верующих отмечаются сомнения в вере, оскудение религиозного чувства, безразличие к молитве, богослужению и таинствам Церкви, чувство «богооставленности» (Копейко Г.И., 2021). Таким образом, депрессия поражает все стороны жизни человека, негативно сказывается на его работоспособности, выполнении семейных обязанностей, духовной жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения, люди с группой психических расстройств, куда отнесена и депрессия, живут на 10-20 лет меньше, чем в среднем по населению, подвержены высокому риску самоубийства. При этом, по статистике, в странах с низким и средним уровнем достатка 76% — 85% больных не получают необходимого лечения[3].
Вопросы психического здоровья не могут не вызывать волнения со стороны Русской Православной Церкви. В настоящее время в результате сотрудничества Церкви и психиатрической науки изданы руководства для священнослужителей по Основам пастырской психиатрии; курсы по психиатрии и психологии входят в программы обучения духовых семинарий и курсов повышения квалификации духовенства. Создан документ Комиссии Межсоборного Присутствия РПЦ «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». Однако, несмотря на значительное внимание к данной теме, ощущается недостаточность богословского осмысления пастырского душепопечения страдающих депрессией и порождённых болезнью феноменов искажения духовной жизни, требует конкретизации и описание пастырских задач и путей их реализации в условиях современного городского прихода.
Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Внимание Православной Церкви к проблеме депрессии определяется не только заботой о психическом здоровье её членов, но и наличием в аскетическом наследии близких по симптоматике страстей печали и уныния (Ларше, 2007), последнее же Лествица именует «смертью души» и худшим из того, что может случиться с подвижником. Причинами печали и уныния в святоотеческой литературе чаще всего называют лишение желаемого, гнев и воздействие бесов на ослабленную душу (Ларше Ж.-К., 2007). При этом уже преп. Иоанн Кассиан Римлянин отмечает, что печаль и уныние могут рождаться и «без всякого внешнего возбуждения», прп. Варсонофий Великий, отвечая на вопрос о том, откуда происходит уныние, указывает, что «есть уныние естественное, от бессилия, и есть уныние от беса», в чем, на наш взгляд, просматривается параллель с понятием эндогенной депрессии в современной психиатрии. Труд нашего практически современника, епископа Варнавы (Беляева) «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики», который до сих пор рекомендуется для изучения будущим пастырям, призывает различать уныние бесовское и уныние естественное.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся “от естества”, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей»[4]. При этом, митрополит Антоний Сурожский (Блюм) отмечал: «Нельзя сказать, что где-то кончается душевное и начинается духовное: есть какая-то область, где самым нормальным образом совершается взаимное проникновение».
В целом, можно сделать вывод, что депрессия воспринимается Церковью как проявление наследуемой общей поврежденности человеческой природы при грехопадении, развивающейся как результат воздействия биологических, социальных, психологических факторов, так же как и личностных – ценностно-смысловой сферы, образа жизни, стратегий совладания, и т.п.
Положительная оценка влияния развитой религиозности или духовности (spirituality) на протекание депрессии отмечается в подавляющем большинстве и светских исследований (Braam A.W., 2019; Pargament K.I., 2009; Levin J., 2010; Koenig H.G., 2012.; Bonelli R., 2012; Копейко Г.И., 2020).
Позитивный эффект религиозности в них обычно связывается с:
- наделением проживания болезни значением; переосмыслением ситуации, себя;
- большей социальной поддержкой, которую имеют люди, включённые в религиозную общину;
- наличием аскетических практик, содержащих противостояние депрессивным симптомам;
- вызываемым религиозными практиками «релаксационным ответом», который может служить протективным фактором против вредоносного влияния стресса на тело.
В качестве факторов, присущих духовной жизни православных христиан, обладающих терапевтическим воздействием на протекание депрессии, нами выделяются направленность на развитие ценностно-смысловой сферы (Образ Божий,синергия, служение), наделение страдания и проживания болезни смыслом, практики покаяния (изменения ума), трезвения и борьбы с помыслами, внимание к нравственно-аскетическому состоянию, подразумевающему отделение болезни или страсти от человека, несводимость личности к природе и добродетель как цель и средство исцеления. Эти положения, несомненно, дают богатый инструментарий для противостояния чувствам бессмысленности жизни, безысходности, катастрофизации и одиночества, присущих депрессии и подкрепляемых стигматизующим отношением общества к психическим заболеваниям. Немалую помощь православное вероучение может оказать и в «обезоруживании» псевдорелигиозных убеждений и мифов, что призвано лишить болезнь «одежд» религиозного содержания, зачастую встречающихся у воспитанных в российской популярной культуре, но не получивших христианского наставления в вере и невоцерковленных психически больных.
Однако считаем важным заметить, что под религиозным копингом (spiritual/religious coping) в светских исследованиях понимается «использование религиозных убеждений или практик с целью устранения или смягчения негативных последствий и вырабатывания адаптивных форм поведения, поддерживающего психологическое равновесие в ситуации психической болезни». Выдающийся отечественный учёный Федор Ефимович Василюк в своей статье «Типы духовного совладания»[5] называет такой тип совладания «инструментальным», поскольку сама кризисная ситуация рассматривается как проблема, как то, что необходимо разрешить, устранить, преодолеть. В этом случае осознанно или нет, целенаправленно или нет, совладание помогает справиться с ситуацией, но оставляет человека в той же плоскости бытия – плоскости адаптации, что, на наш взгляд, более соответствует области деятельности психотерапевта, чем священника.
Русская Православная Церковь также считает, что психическое здоровье людей является пространством совместной ответственности духовенства, врачей-психиатров и других специалистов служб психического здоровья[6]. Теме депрессии было посвящено заседание секции XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. На основании, посвящённых пастырскому окормлению христиан, страдающих депрессией, статей и интервью православных священников, которых имеют светское образование в области психиатрии и опыт работы психиатрами (Гусев В., 2019; Новицкий В., 2018; Одяков И., 2019; Филимонов С., 2009) можно выделить следующие задачи священника по помощи людям, страдающим от депрессии:
- Умение распознать болезнь. Понимание характера и этапов заболевания и стадий выздоровления.
- Помощь в осознании человеком болезненного характера тех или иных переживаний и необходимости обращения к врачу-специалисту, обследования и, в случае необходимости, систематического лечения;
- Понимание куда конкретно направить человека и его родственников для получения психиатрической, психологической и иной помощи;
- Работа с родственниками для того, чтобы мягко, но настойчиво объяснить характер заболевания и необходимость врачебной помощи;
- Участие в духовно-ориентированных программах. Оказание духовной поддержки до, во время и после реабилитации, и включение страдающего человека в жизнь церковной общины.
В целом, эту часть деятельности пастыря можно охарактеризовать как поддержку в получении профессиональной помощи или, выражаясь терминами современной православной аддиктологии, – принцип делегирования. Это важная, обоснованная и эффективная и с точки зрения выздоровления, и с точки зрения милосердия к страдающему человеку позиция (ведь страдания при депрессии, как показывает опыт, даже у христианина могут стать выше его сил и привести если не к попыткам самоубийства, то к тайному желанию преждевременной смерти).
Зачастую именно православный приход совмещает в себе и возможность исповеди, и душепопечительной беседы у священника, наличие приходского православного психолога или консультанта и психиатра-члена прихода. Знакомство и принадлежность к одному приходу и одному ценностному полю позволяют наладить более эффективное взаимодействие трех специалистов.
При этом Православная Церковь считает, что даже при видимом отсутствии психопатологических симптомов «невозможно сохранить подлинное психическое здоровье, лишь принимая во внимание телесную природу и психосоциальное благополучие человека, игнорируя при этом его нравственно-аскетическое состояние, мировоззрение и его отношения с Богом»[7].
Поэтому представляется важным особо выделить эту обладающую огромным потенциалом выздоровления задачу по осознанию и прояснению собственного мировоззрения и отношений с Богом. И здесь огромная помощь содержится в таких положениях церковного вероучения, как осознание цели христианской жизни в раскрытии образа Божия, ценности жизни в любом состоянии и с любыми «достижениями», исцеление повреждённой в грехопадении природы человека, в процессе соработничества Бога и человека (и даже влияние на все творение).
Именно в Церкви ситуация состояния невозможности, беспомощности и бессилия, беды, присущих депрессии, воспринимается под знаком тайны, открывает в этих обстоятельствах вход в новую реальность, в которой сами обстоятельства обретают, быть может, и трагичный, но глубокий жизненный смысл: «Несчастье, боль, болезнь остаются самими собой, но они мыслятся не как нечто случайное, внутренне не связанное с моей судьбой, а как какой-то «геологический разлом» бытия, который открывает невидимые до того корни и слои моей жизни, как нечто чреватое глубинным смыслом, новым поворотом в жизни, как вызов и зов. На место рационального подхода к тому, что происходит, личной проблемы, которую необходимо решить, приходит видение кризиса как тайны, открывающей возможность присутствия не только самого человека». В центре внимания оказываются отношения человека с Богом, их налаживание и развитие, исполнение замысла Бога о человеке.
Здесь стоит отметить, что духовная традиция Православной Церкви в своей сути видит «путь спасения» – исцеления повреждённой в грехопадении природы человека, в процессе синергии – соработничества Бога и человека, направленного на максимальное раскрытие образа Божия в человеке, предельную цель которого православная традиция видит в обожении (theosis), которое возможно только в таких отношениях с Богом, которые, в конечном счёте, можно описать как единение.
«Отношения с Богом» могут показаться довольно узкоцерковной областью, однако, все больше психиатров сегодня обращают внимание на искажения духовной жизни, проявляющиеся психопатологическими феноменами (Копейко Г.И., 2021):
- Пропадают поддерживающие религиозность чувства (утешения, оправданности, свободы, радости) от молитвы, таинств, жизни в Церкви.
- Ощущение греховности становится патологическим, вплоть до отчаяния и бреда вины. Человек не находит в себе веры в прощение, в загробную жизнь и воскресение.
- Возникает чувство богооставленности: «Бог меня не слышит, молитва не доходит, Бог оставил, гневается, а может Его просто нет».
Т.е. возникает искажение образа Бога и себя как образа Божия, что лишает человека не только духовной опоры в преодолении депрессивного состояния, но и основы бытия жизни христианина.
Причём поразительно, насколько именно на это обращается внимание в аскетическом наследии Православной Церкви: «Ибо в иное время душа наша задыхается… этот час исполнен отчаяния, надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души, и вся она всецело исполняется сомнения и страха», «Уныние есть оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив».
На пути содействия выздоровлению, реабилитации и последующей профилактике, открывающемся в церковном сообществе, можно выделить и уникальные, присущие только ему свойства. Это евхаристичность церковного сознания, которая подталкивает к обнаружению способности благодарить, в том числе и за саму пережитую или даже переживаемую ситуацию. Ведущая роль покаяния рождает тенденцию к метанойе – потребности во внутренних изменениях, несогласие на возврат к прошлому, даже если оно и было лишено страдания. Соработничество как путь и соборный характер Церкви рождают ощущение, что не только телесно, но и духовно, и душевно, каким-то не до конца осознаваемым образом в ситуацию болезни человека и выздоровления вовлечены не только Бог, но и он сам и другие активные участники.
Такими образом, нам видится, что главным содержанием деятельности священнослужителя на пути помощи человеку в депрессии помимо приобщения его к таинствам Церкви, позиции делегирования и взаимодействия в связке священник-психолог-психиатр являются:
- поддержание у страдающего депрессией человека убеждённости в Христовой любви и собственном достоинстве как образа Божия, которые необходимы для правильного восприятия Бога и которые напрямую влияют на отношения с Ним;
- обучение навыкам подлинного духовного совладания, основанного на богословии Православной Церкви;
- такая организация приходской жизни, которая позволила бы страдающему человеку использовать все преимущества церковной жизни: евхаристичность, тенденцию к метанойе, соработничество и соборность.
Использованная литература:
- Антоний (Блум), митрополит. Труды. Книга первая. — М.: «Практика», 2012. – 1112 с.
- Борисова О.А., Гусев В.В., Дробашенко Т.Г., Пятницкая Л.Н., Слоневский Ю.А., Комиссарова С.А. Особенности проведения конфессионально-ориентированной реабилитационной работы с психическими больными, основанной на анализе их религиозного мировоззрения // Консультативная психология и психотерапия. М., 2010. №3. С. 176-187.
- Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики. В 4 т. – Т.2 – Нижний Новгород: Издание братства во им святого князя Александра Невского, 1998. –411с.
- Василюк Ф.Е. Типы духовного совладания // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 5 (22). С. 139-152.
- Гусев В., прот. Особенности пастырского окормления больных в психиатрической клинике. //Попечение Церкви о душевнобольных: Материалы международной конференции, 13-14 ноября 2018 года: Сб. докл. – М., 2019. – С. 108-116.
- Ефрем Сирин, преп. Творения. Ч. 2. М., 1881. С. 182-184. Поучение 24. Об унынии и о терпении старцев.
- Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. — 654 с.
- Иоанн Лествичник, преп. Лествица, возводящая на небо. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. – 592 с.
- Иона (Займовский), игум., Кузьмин Р. Ю. Богословие и зависимость. Опыт построения христианской аддиктологии. – М.: Практика, 2021 –304 с.
- Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008 – 635с.
- Каледа В. Г. Основы пастырской психиатрии: Руководство для священнослужителей. ̶ М.: Изд-во Московской Патриархии, 2021. ̶ 232 с.
- Копейко Г.И., Борисова О.А., Гедевани Е.В. Место духовно-ориентированных подходов в комплексной реабилитации больных с психическими расстройствами. // Общественно-ориентированная психиатрия: научно-практические аспекты и векторы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию создания общественной организации «Семья и психическое здоровье», 9 июня 2022 года – М. : Макс Пресс, 2022. – 252 c.
- Копейко Г.И., Борисова О.А., Гедевани Е.В., Каледа В.Г. Влияние фактора религиозности на депрессивные состояния и суицидальное поведение. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова 2020, т. 120, № 1, с. 103-110.
- Копейко Г.И., Гедевани Е.В., О.А. Борисова, Шаньков Ф.М., Смирнова Б.В., Каледа В.Г. Эндогенные депрессивные состояния с религиозными переживаниями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021, 121 (5 вып. 2) c.55–60.
- Ларше Ж.-К. исцеление психических болезней: Опыт христианского Востока первых веков. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2007. -224 с.
- Магай А.И., Бабурин А.Н., Копейко Г.И., Борисова О.А., Казьмина О.Ю. Опыт внебольничной амбулаторной реабилитационной программы для больных с коморбидной патологией на базе светских организаций и церковных приходов // Смоленский медицинский альманах. 2019. №4. С.110-113.
- Новицкий Владимир, прот. Душевная болезнь — как пожар в доме. Портал «Пастырь», 2018 URL: https://priest.today/news/dushevnaya_bolezn_kak_pozhar_v_dome_prot_vladimir_novickij (дата обращения: 19.11.2022)
- Новицкий Владимир, прот. Каледа В.Г. Пастырская психиатрия: разграничение духовных и психических расстройств. Портал «Пастырь», 2016 URL: https://priest.today/news/pastirskaya_psychiatriya (дата обращения: 19.11.2022)
- Одяков Илья, прот. Помощь пастыря при депрессиях. // Церковь и время. Том XС. (Январь-Март 2020г) с.183-198.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 3.11.2022)
- Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных (Документ Комиссии Межсоборного Присутствия РПЦ URL: https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh (дата обращения: 15.10.2022)
- Попечение Церкви о депрессивных больных. Материалы заседания секции XXVII Международных Рождественских образовательных чтений, 26 января 2019 года.
- Преподобных отцов Варсонофия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. — М.: Сибирская Благозвонница, 2013. —669 с.
- Религиозность и клиническая психиатрия. Материалы Первой Московской Международной конференции, 20-21 апреля 2017 года.
- Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2017/04/07/5302-7-aprelya-v-rossii-i-vo-vsem-mire-otmechaetsya-vsemirnyy-den-zdorovya (дата обращения: 10.09.2022)
- Тиганов А.С. Общая психопатология: курс лекций. ̶ М.: Издательство «Медицинское инфомационное агенство», 2016. ̶ 184с.
- Филимонов С., прот., Ваганов А.А. О душепопечении психически больных на приходе // Церковь и медицина. 2009. № 3. С. 47−51.
- Филимонов Сергий, прот., Озерная И.П. Взаимодействие психиатра, психотерапевта и священника на приходе. Особенности сопровождения психических больных. // Церковь и медицина. 2015. № 1(15).URL: https://www.mag.opvspb.ru/publications/materialy-meditsinskih-konferentsii—i-sezdov-opvr/148/ (дата обращения: 24.11.2022)
- Bonelli R., et al. Religious and spiritual factors in depression: review and integration of the research. // Depression Research and Treatment. Volume 2012, doi:10.1155/2012/962860
- Braam A.W., Koenig HG. Religion, spirituality and depression in prospective studies: A systematic review. // Journal of Affective Disorders 257 (2019) p.428-438.
- Kheriaty A., Cihak J. The Catholic Guide to Depression. How the Saints, the Sacraments, and Psychiatry Can Help You Break Its Grip and Find Happiness Again. — Manchester, New Hampshire: Sophia institute press, 2012 – 247 p.
- Koenig H.G., Pargament K.I., Nielsen J. Religious coping and health status in medically ill hospitalized older adults // The Journal of Nervous and Mental Disease. 1998. Vol. 186 (9). P. 513–521.
- Koenig H.G., Religion, spirituality, and health: The research and clinical implications. // International Scholarly Research Network. ISRN Psychiatry 2012(8):278730 DOI: 10.5402/2012/278730
- Levin J., Religion and mental health: Theory and research // International Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 7(2), 2010, p.102 – 115 DOI: 10.1002/aps.240
- Mental Health and COVID-19: Early evidence of the pandemic’s impact. Geneva: World Health Organization; 2022. URL: https://www.who.int/publications/i/item/WHO-2019-nCoV-Sci_Brief-Mental_health-2022.1 (дата обращения: 17.09.2022)
- Pargament K.I., Krumrei E.J. Clinical assessment of clients’ spirituality // Spirituality and the therapeutic process: A guide for mental health professionals. Washington DC: American Psychological Association Press, 2009 P. 93-120. https://doi.org/10.1037/11853-005
- Repere practice în pastoratia persoanelor care suferă de depresie. Iasi: Doxologia, 2019 -70 p.
- United Nations Policy Brief: COVID-19 and the Need for Action on Mental Health. URL:https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/un_policy_brief-covid_and_mental_health_final.pdf (дата обращения: 13.11.2022)
[1] Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: https://minzdrav.gov.ru/news/2017/04/07/5302-7-aprelya-v-rossii-i-vo-vsem-mire-otmechaetsya-vsemirnyy-den-zdorovya (дата обращения: 10.09.2022)
[2] Mental Health and COVID-19: Early evidence of the pandemic’s impact. Geneva: World Health Organization; 2022. URL: https://www.who.int/publications/i/item/WHO-2019-nCoV-Sci_Brief-Mental_health-2022.1 (дата обращения: 17.09.2022)
[3] United Nations Policy Brief: COVID-19 and the Need for Action on Mental Health, С.5. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/un_policy_brief-covid_and_mental_health_final.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
[4] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 3.11.2022).
[5] Федор Ефимович Василюк (1953-2017), доктор психологических наук, который более 6 лет проработал в психиатрической больнице, заведовал лабораторией научных основ психотерапии Психологического института РАО.
[6] Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных (Документ Комиссии Межсоборного Присутствия РПЦ URL: https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh (дата обращения: 10.12.2022).
[7] Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных (Документ Комиссии Межсоборного Присутствия РПЦ URL: https://www.diaconia.ru/pastyrskoe-popechenie-o-psikhicheski-bolnykh (дата обращения: 10.12.2022).