Виал Мена Венсеслао Доминго
Аннотация: По мнению исследователей, в современном обществе наблюдается рост эмоционального выгорания как нездорового последствия длительного стресса, преимущественно на работе. Его признаками являются ощущение пустоты, истощения и перегрузки. Необходимо своевременно распознавать начальные проявления выгорания в группах риска для его предотвращения. Кроме того, с проблемой выгорания может столкнуться и священник в своем служении. Имеются некоторые конкретные факторы, которые необходимо своевременно обнаруживать и устранять. Так, первыми сигналами могут являться ежедневно испытываемые отрицательные эмоции (страх, грусть, чувство безысходности и т. д.). Для предотвращения выгорания необходимо взращивать собственную ответственность перед другими людьми: отвечать и нести тяжесть собственных решений; учитывать потребность в смысле и самоуважении; и заботиться о балансе активной и созерцательной жизни.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, пастырское служение, депрессивные расстройства, профилактика профессионального выгорания.
В своем докладе я хотел бы кратко остановиться на проблеме выгорания, как форме депрессии в пастырской работе или служении. Как известно, в последней редакции Международной классификации болезней эмоциональное выгорание рассматривается как профессиональный феномен, а не как медицинский диагноз.
Давайте ненадолго обратимся к тому времени, когда Иисус жил на земле. Ученики нашего Господа были счастливы отдать себя за своего Учителя, но им требовался отдых. Иисус говорит тем, кто следует за Ним: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29).
Мы можем в нескольких словах резюмировать то, как будем подходить к предмету, который нам предстоит обсудить: противоядие от усталости и летаргии в служении — это идти к Иисусу, отдыхать в Том, Кто дает миссию, источник мира и спокойствия.
Сначала мы рассмотрим формы выгорания и группы риска, а в конце скажем несколько слов о предотвращении выгорания.
Выгорание — это нездоровое последствие длительного стресса на работе. Выгорание буквально означает «сгореть», и раньше его отождествляли с умственной усталостью или переутомлением. Как и многие другие психологические проблемы, его можно распознать заблаговременно, как надвигающуюся бурю.
Сам человек, которому грозит выгорание, может уловить в себе тревожные сигналы: особенно в учащающемся появлении негативных эмоций, которые заразительны или комплементарны другим негативным эмоциям, таким как гнев, чувство разочарования, грусти и уныния.
Герберт Фройденбергер, американский психолог немецкого происхождения, в 1974 году предложил более точное описание: он охарактеризовал эмоциональное выгорание как вид профессионального стресса, проявляющегося в виде усталости, вызванной недостижимыми ожиданиями. Он первым применил этот термин в медицине. Фройденбергер работал в клинике для наркозависимых и заметил, что некоторые добровольцы, поработав год, начинали терять энергию и испытывали физическую и психологическую усталость, симптомы тревоги и депрессии, что позволило ему утверждать: «Эти люди выглядят, ведут себя и кажутся подавленными».
В современном обществе наблюдается рост эмоционального выгорания, а некоторые считают его эпидемией. Бюнг-Чул Хан, философ корейского происхождения, указывает, что одной из причин роста развития депрессий и других психических заболеваний, является тренд на то, чтобы думать, говорить и действовать так, будто все возможно (2015). По словам Хана, мы живем в обществе эмоционального выгорания, в котором люди игнорируют понятие иммунной системы. Когда нет иммунной системы, нет реакции на угрозу или вред. Все изменения, все отличия считаются благом. Общество, зацикленное на производительности, привилегиях или прибыли, порождает депрессивных людей и неудачников. По этой причине Б.-Ч. Хан утверждает, что активность и увеличение прибыли ведут к «инфаркту души».
В жизни священника также есть некоторые проблемы, которые необходимо правильно понять и решить. В одном из последних документов Католической Церкви об образовании священнослужителей перечислены шесть пунктов: переживание собственной немощи; опасность думать о себе просто как о раздатчике святыни, вызов современной культуры, соблазн власти и богатства, вызов безбрачия и полная преданность собственному служению.
Каждый из этих аспектов нужно регулярно контролировать, чтобы развивать свое призвание и предотвращать риск выгорания или инфаркта души.
1. Проявления выгорания
Триггером выгорания является стресс. Эта концепция заимствована из области инженерии и касается усталости, наблюдаемой в некоторых прочных материалах, таких как металл, которые могут разрушиться, подвергнувшись длительной нагрузке.
Чтобы понять, как развивается это заболевание, давайте посмотрим, как три человека, страдавшие от выгорания, рассказывают о своем опыте на страницах одной из книг на эту тему, написанной врачом Кристиной Маслач «Выгорание. Цена заботы»(2003):
— Кэрол, социальный работник, описывает свои переживания, сравнивая себя с чайником, наполненным водой, оставленным на огне; через некоторое время, когда вода выкипела, она говорит, что становится пустой, и продолжает гореть, рискуя сломаться.
— Джим, учитель, сравнил себя с батарейкой: сначала ученики берут от нее много энергии, и ее надо подзаряжать… эта задача с каждым днем усложняется, и подзарядка длится дольше, как это бывает с аккумуляторами в телефоне. В конце концов, аккумулятор необходимо заменить, потому что он выработался.
— Наконец, Джейн, медсестра, которой приходится каждый день заботиться о множестве страдающих людей; она считает, что она подобна электрическому кабелю, по которому течет электричество; подключений так много, что электрическая цепь перегружается, и кабель перегорает.
Мы обнаружили здесь три основных признака: ощущение пустоты, истощения и перегрузки.
Эмоциональное выгорание развивается медленно и постепенно. Надломы появляются понемногу и со временем становятся все больше. Поэтому его нельзя распознать, пока оно не приобретет внушительные размеры.
Д-р Маслач выделяет три компонента или этапа:
а) Первый этап – эмоциональное истощение как индивидуальная реакция на стресс: оно вызвано длительной рабочей нагрузкой. Это может быть, например, священник или пастырь, который очень заботится о всех, кто имеет какие-то материальные или духовные нужды. В какой-то момент человеку кажется, что он больше не может отдавать себя другим, что он и так слишком много делает. Появляется безразличие к страждущим, и это истощает его способность к состраданию.
б) Второй этап – деперсонализация или цинизм: возникает негативная реакция на других людей и на работу. Постоянно присутствует недоверие к окружающим и их мотивации, и человек избегает тех, кто ищет его помощи (кающихся, например), встречается с ними неохотно и обращается холодно.
в) Последний этап – низкая личная производительность на работе или неэффективность: на этом последнем этапе происходит негативная оценка собственной работы. Разочарование приводит к апатии. Логическим следствием создавшейся ситуации и отношения к ней будет чувство неполноценности; например, как правило, человек думает: «Я не гожусь для такой работы»; некоторые решают сменить работу или отказаться от взятых на себя обязательств.
Спровоцировать выгорание могут различные факторы. Симптомы могут начаться после периода нереалистичного энтузиазма, вызванного определенными ожиданиями, не имеющими под собой реальной основы. Некоторым образом это связано с желанием доказать себе и окружающим способность выполнить определенную задачу. Поэтому человек усердно работает и может стать одержимым, оставляя другие дела и пренебрегая семьей, друзьями, отдыхом или молитвенной жизнью.
Отличие выгорания от простого факта усталости от работы в том, что после тяжелой и напряженной работы, утомительной, но наполненной смыслом, человек обычно бывает счастлив. Человек находит что-то привлекательное и приятное в работе, потому что она имеет смысл, и испытывает удовлетворение и радость, видя плоды. При выгорании возникает ощущение неудачи и отвращения.
Священник может испытывать такого рода грусть, когда тесно соприкасается с человеческими лишениями и страданиями, но не может изменить этих обстоятельств.
2. Люди, наиболее подверженные риску выгорания
С тех пор, как в 1970-х годах появилось понятие выгорания, было замечено, что оно может затронуть любого, кто стремится помогать людям, страдающим и испытывающим трудности. Наиболее распространенным фактором риска является столкновение с различными проблемами и потребностями и слишком эмоциональная вовлеченность в них. К истощению может привести не только перегрузка, но и отсутствие значимой работы или отсутствие эмпатии со стороны начальства или коллег.
Сначала эмоциональное выгорание заметили у медсестер. Сегодня оно наблюдается во многих профессиях, занимающихся обслуживанием: у врачей (особенно в реанимационных отделениях), психологов, социальных работников, полицейских, учителей, священников. Оно наблюдается как у оплачиваемых работников, так и у волонтеров. В ряде публикаций (Schaufeli W. B., Enzmann D., Girault N., 2018; Dall’Ora, C., Ball, J., Reinius, M. С соавт., 2020) говорится о нарастании патологии среди миллениалов, которая усугубляется привитым родителями чрезмерным желанием конкурировать и превзойти самого себя, а также излишней конкурентностью, подстегиваемой социальными сетями. Миллениалы хуже реагируют на эмоциональную усталость, чем предыдущие поколения.
Увеличилось также количество случаев выгорания среди священников (Hotchkiss J. T., Lesher R., 2018; Galek, K. с соавт., 2003; Oliver, R., Hughes, B., Weiss, G., 2018). Исследование, проведенное несколько лет назад в одной итальянской епархии, описывает результаты анкетирования. Если кратко, то у двух из пяти священников были выявлены признаки эмоционального выгорания; а две трети священников в возрасте от 25 до 29 лет попали в одну из групп риска.
Выгорание называют «болезнью самоотдачи» или «синдромом разочарованного доброго самарянина».
Индивидуальные особенности, которые могут привести к данному виду патологии, связаны с некоторыми опасными чертами личности. Наиболее частыми являются перфекционизм, заниженная самооценка, низкая толерантность к фрустрации, неуверенность в себе, эгоцентризм и трудности в межличностных отношениях.
Обычно это касается тех, кто сильно устает на работе, потому что, как правило, в их работе отсутствуют упорядоченность и умеренность. Эта проблема может возникнуть у тех, кто испытывает поведенческие изменения, проблемы со сном, зависимости, аффективные расстройства или утрачивает уверенность в себе и идентичность.
Неправильная мотивация, стремление к успеху и деньгам вместо служения, также могут стать пусковым механизмом или детонатором патологического процесса.
3. Как предотвратить выгорание
Строгая и простая жизнь, построенная на твердом основании, а не на песке, будет лучшей профилактикой патологического истощения.
Задача профилактики и решения этой проблемы имеет два уровня: личный и институциональный (учреждение, в котором трудится человек). Особого внимания требуют первые годы священнического служения, так как риск в этот период выше. Устранить симптомы и преодолеть выгорание можно, применяя на практике противоположное отношение – вовлеченность.
Вовлеченность противодействует истощению, цинизму и неэффективности. Одно из значений слова «вовлеченность» в его английском варианте – «engagement» – это «обещание вступить в брак, обручение». Эта многозначность весьма кстати, потому что жених и невеста стремятся к тому, чтобы любовь между ними не угасла, это важно для сохранения отношений. Точно так же работа, сделанная с любовью, предотвращает выгорание. Вовлеченность (выполнение пастырского служения из любви) имеет три характеристики: увеличение энергии, достижение большего участия и повышение эффективности.
На личном уровне необходимо способствовать укреплению надежды и осознания того, что мы дети Божии, оптимизма, дистанцирования от обстоятельств и собственных эмоций, нужно время от времени переоценивать ситуацию, заниматься делами, приносящими удовлетворение, и стараться больше думать о других.
Опасные признаки следует выявлять и устранять сразу же после их обнаружения. Определив ожидания, важно попытаться скорректировать крайности: либо очень низкие ожидания, близкие к нулю («Я никогда никого не смогу обратить, у меня это не получается…»), либо очень высокие и нереалистичные. Чрезмерно завышенные грандиозные ожидания рано или поздно приводят к краху. Заниженные ожидания, напротив, уничтожают инициативу или парализуют деятельность, что приводит к снижению самооценки.
О работе или служении пастыря: мы упомянули шесть проблем, с которыми сталкиваются священники. Для плодотворного служения важно найти средства для устранения каждой из них. Документ о даре священнического призвания предлагает шесть мер по их преодолению. Первое решение — содействовать проведению братских встреч, поскольку мы призваны жить во взаимоотношениях с другими. Затем – духовное руководство и исповедь, духовные упражнения, совместная трапеза, совместная жизнь и вступление в священнические объединения.
Вот некоторые причины выгорания у священников, которые могут быть устранены при их своевременном обнаружении: отсутствие внутренней жизни, переутомление, впечатление, что предлагаешь что-то старомодное, стресс при преодолении непредвиденных ситуаций, отсутствие благодарности или признания по отношению к современным священникам, напряженные отношения в организациях, груз ответственности при принятии решений, чрезмерная самоотдача в годы становления.
Поэтому, чтобы предотвратить выгорание у любого человека, мы должны учитывать физиологические аспекты, такие как правильный сон и отдых, и духовные аспекты, которые я бы резюмировал так: формирование хорошего характера через добродетель и в добродетели, согласованность и целостность жизни, адекватность ожиданий, видение Бога в действии, наличие порядка, в том числе в благотворительности, и проект или план жизни. Это помогает найти смысл в работе и способствует устойчивости или дает возможность оправиться от любой психологической раны.
Для того чтобы предотвратить выгорание, нам особенно нужны молитва и созерцание. Примечательны слова Блеза Паскаля, когда он говорит о несчастье человека без Бога, который стремится отвлечься или развлечься многими вещами, которые мешают ему сосредоточиться на самом важном и познать реальность своего ограниченного состояния: «Я обнаружил, что все несчастья человека происходят от того, что он не желает спокойно сидеть у себя дома и молиться».
Все меры личной профилактики выгорания будут более эффективными, если они будут сопровождаться изменениями на институциональном уровне. По словам доктора Маслач, есть шесть сфер взаимоотношений человека и учреждения, которые требуют наблюдения: умеренная нагрузка работников и забота об их благополучии; обучение и уверенность; обеспечение достаточного количества вознаграждений; правильное распределение работы; справедливость по отношению ко всем сотрудникам; знакомство с ценностями каждого человека и избегание конфликтов.
Это вопрос создания подходящих условий для работы. При хорошей подготовке уровень стресса снижается, общение улучшается, а чувство долга укрепляется, что приводит к большей человеческой и духовной эффективности.
4. Выводы
Закончу свое выступление некоторыми выводами. Во-первых, необходимо распознавать тревожные сигналы, помня, что первый сигнал — это отрицательные эмоции (страх, грусть, чувство безысходности и т. д.); взращивать собственную ответственность перед другими людьми: отвечать и нести тяжесть собственных решений; учитывать потребность в смысле и самоуважении; и заботиться о балансе активной и созерцательной жизни. Отключение от избыточных внешних раздражителей, в том числе от Интернета, способствует установлению связи с другими людьми и с Богом. Именно в тишине мы слушаем Творца.
Я хотел бы закончить латинской фразой, которую часто пишут на солнечных часах: «sine sole sileo – без солнца я молчу». Таким образом, в пастырском служении, да и в любой профессии можно трудиться с радостью и помогать другим, только когда ясно осознаешь смысл.
Использованная литература:
- Dall’Ora, C., Ball, J., Reinius, M. et al. Burnout in nursing: a theoretical review. Hum Resour Health 18, 41 (2020). https://doi.org/10.1186/s12960-020-00469-9.
- Galek, K., Flannelly, K.J., Greene, P.B. et al. Burnout, Secondary Traumatic Stress, and Social Support. Pastoral Psychol 60, 633–649 (2011). https://doi.org/10.1007/s11089-011-0346-7Maslach C. Burnout: The cost of caring. – Ishk, 2003.
- Han B. C. The burnout society. – Stanford University Press, 2015.
- Hotchkiss J. T., Lesher R. Factors predicting burnout among chaplains: Compassion satisfaction, organizational factors, and the mediators of mindful self-care and secondary traumatic stress //Journal of Pastoral Care & Counseling. – 2018. – Т. 72. – №. 2. – P. 86-98.
- Maslach C. Burnout: The cost of caring. – Ishk, 2003.
- Maslach, C. The truth about Burnout: How organizations cause personalstress and what to do about it /C. Maslach, M.P. Leiter. – San Franisco: Jossey-Bass, 1997. – 200 p.
- Oliver, R., Hughes, B., & Weiss, G. (2018). A Study of the Self-Reported Resilience of APC Chaplains. Journal of Pastoral Care & Counseling, 72(2), 99–103. https://doi.org/10.1177/1542305018773698
- Schaufeli W. B., Enzmann D., Girault N. Measurement of burnout: A review //Professional burnout: Recent developments in theory and research. – 2018. – P. 199-215.