Е.С. Курасов
Для ссылок:
Курасов, Е. С. Душепопечительская работа в современной системе подходов к лечению психических расстройств / Е. С. Курасов // Психическое здоровье и религиозность : Материалы международной конференции: сборник докладов, Москва, 26–27 ноября 2021 года / Отв. редакторы Г.И. Копейко, О.А. Борисова. – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2022. – С. 175-185. – EDN RAVGHB.
Аннотация. Настоящий доклад посвящен особенностям душепопечительской работы, важной составляющей которой является православная духовно-ориентированная психотерапия. Душепопечительская работа занимает важное место в системе лечебно-реабилитационных подходов современной психиатрии.
Ключевые слова: душепопечение, лечение душевных болезней, психические расстройства, психиатрия, православная духовно-ориентированная психотерапия.
В переводе с греческого языка слово «психиатрия» обозначает науку о лечении души (psyche — душа, iatrea — лечу). В то время, когда впервые появился этот термин, душа представлялась самостоятельной, независимой от тела, хотя и существовало предположение, что ее вместилищем является один из жизненно важных органов (диафрагма, сердце).
В современном понимании психиатрия — это наука о распознавании и лечении психических болезней. Такая формулировка довольно точно отражает стоящие перед психиатрией задачи, если иметь в виду, что распознавание, наряду с оценкой клинической картины, основывается на изучении этиологии, патогенеза, течения и исхода заболевания, а лечение включает также вопросы профилактики и реабилитации больных.
Психические расстройства сопровождают человечество со времени появления способности к разумной деятельности. Отношение общества к душевнобольным отличалось в разных странах и в различные эпохи. На основании изучения социальной организации помощи душевнобольным, научных и идеологических основ в теории психиатрии, со значительной долей условности можно выделить следующие периоды развития психиатрии:
I. Донаучный период. С древнейших времен до появления медицинских школ в Греции (эллинская медицина) люди объясняли поведение душевнобольных с точки зрения примитивно-теологических подходов.
II. Греко-римские медицинские школы. В течение восьми столетий (с V в. до н.э. приблизительно до III в. н.э.) предпринимались многочисленные попытки оказания медицинской помощи душевнобольным, заболевания которых стали рассматриваться с естественнонаучных позиций того времени.
III. Средние века. В европейских странах возобладало религиозно-мистическое отношение к больным с психическими расстройствами, что привело к массовым их казням на кострах католической инквизиции. Вместе с тем, были заложены основы организации общественного призрения душевнобольных (преимущественно насильственного характера). По мере упрочения и всеобщего распространения христианства прочно укрепился взгляд, что душевнобольные являются людьми, одержимыми дьяволом, вследствие чего забота об их исцелении принадлежит представителям религии.
IV. XVIII столетие во Франции называют эпохой Ф. Пинеля (1745–1826), снявшего с душевнобольных железные цепи. Этот факт, наряду с общим социальным и научным прогрессом, обусловил возможность оказания медицинской помощи больным и научного изучения душевных расстройств.
В России первые лечебницы для душевнобольных (доллгаузы) стали создаваться с 1762 г. после указа Петра III. В царствование Екатерины II количество доллгаузов неуклонно увеличивалось. В 1775 г. с учреждением в России Приказов общественного призрения стали открываться психиатрические отделения при больницах и строиться специальные дома.
V. Конец XVIII в. и начало XIX в. характеризовались бурным развитием организационных форм призрения душевнобольных. Этот период зачастую связывают с именем английского врача Ж. Конолли (J. Conolly), сумевшего обеспечить качественное усовершенствование многих психиатрических учреждений.
VI. В течение XIX столетия интенсивно совершенствовались формы и методы оказания психиатрической помощи, расширилась сеть психиатрических лечебниц и клиник, стали создаваться психиатрические кафедры при учебных заведениях для врачей, издаваться научные труды, монографии и учебники.
VII. В течение XX столетия, на фоне бурного прогресса в области фундаментальных наук и медицины, достижения в науке о психических болезнях могут показаться более скромными. Самым значительным событием для психиатрии многие исследователи считают создание в 1950-х годах принципиально нового класса психотропных лекарственных средств — нейролептиков, применение которых не только изменило облик психиатрического стационара, но и позволило значительно большему количеству больных находиться в экстрамуральных условиях, в том числе сохранив трудоспособность.
Следует отметить, что отношение к душевнобольным различалось в отдельные исторические периоды в разных странах. Так, наиболее ярким примером является цивилизационный «раздел» в отношении к психически больным в Средние века в Европе и на Руси.
С XV века в Лондоне функционировала больница Бедлам, устроенная в аббатстве Вифлеемской Божией Матери. За каменной оградой этой больницы несколько столетий подряд, вплоть до конца XVIII в., больные избивались и были прикованы к стенам цепями, голые люди валялись на соломе в одиночных камерах, куда едва проникал свет. Публика за плату допускалась в больницу, как в зверинец. Аналогичные лечебницы были созданы и в других городах Центральной Европы.
В отличие от этого, подобные меры стеснения в России не применялись. Человечное отношение к душевнобольным в России было, прежде всего, связано с православным вероисповеданием народа. Юродивые считались Божьими людьми, и многие из них содержались в монастырях.
Н.М. Карамзин о современнике Бориса Годунова юродивом Иоанне (называемом в народе Большой колпак) повествует довольно кратко: «Тогда же был в Москве юродивый, уважаемый за действительную или мнимую святость: с распущенными волосами ходя по улицам нагой в жестокие морозы, он предсказывал бедствия и торжественно злословил Бориса; а Борис молчал и не смел сделать ему ни малейшего зла, опасаясь ли народа или веря святости сего человека. Такие юродивые, или блаженные, нередко являлись в столице, носили на себе цепи или вериги, могли всякого, даже знатного человека укорять в глаза беззаконною жизнию…» [1].
Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется монастырским. Со всей Руси в монастыри свозили душевнобольных и бесноватых. В обителях с христианской любовью облегчали их страдания. Больной был не лишним и не чужим человеком, а братом во Христе, который нуждается в помощи. Из истории медицины известно, что становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих неразрывно связано с проникновением христианства в быт и нравы людей. С момента Крещения Руси врачевание находилось под непосредственным покровительством Православной Церкви.
На Стоглавом соборе 1551 года Иван Грозный потребовал оказания содействия в призрении нищих и больных, к которым относились и «лишенные разума». По постановлению Стоглавого собора монастыри взяли на себя попечение о психически больных, в частности, совершивших преступления. Эти функции монастыри выполняли и раньше, но постановления Стоглавого собора уточнили и расширили их обязанности.
Следует отметить, что подходы к лечению душевных болезней в прошлом, если рассматривать их с позиций сегодняшнего дня, могут показаться достаточно примитивными, а порой и бесчеловечными. Так, в психиатрии известны такие «инструменты», как клетка для душевнобольных (XVI в.), лечение «обливанием холодной водой по Горну» (XVIII в.), приспособление для вращения беспокойных больных (XVIII в).
Эволюцию же современных, с 60-х годов XX века по настоящее время, целевых показателей терапии психических расстройств (на примере шизофрении) можно представить следующим образом:
- Достижение ответа на лечение (восстановление социального функционирования).
- Достижение ремиссии (уменьшение выраженности симптоматики).
- Восстановление социального функционирования (функционирование в обычной жизни, в том числе духовное).
Подходы к лечению в настоящее время включают в себя биологическую терапию (психофармакотерапию, методы шоковой терапии, экстракорпоральной эфферентной терапии, оксигенобаротерапию, нейрохиругическую коррекцию); психотерапию (индивидуальную и групповую); реабилитацию (противорецидивную терапию, поддерживающую терапию, социально-психологическую реабилитацию). Особое место в этой системе занимает душепопечительская работа.
Душепопечительство — это термин, который чаще всего используется в контексте духовно-ориентированного, психологически поддерживающего, назидательного общения, нацеленного на вспоможение ресурсами христианской веры (такими как позитивное внимание или доброта, принятие, библейская истина, молитва, надежда и собственно вера). Нередко душепопечительством называют то, что, по сути, им не является (например, оказание психологической помощи христианами или людьми христианских религиозных ценностей). Несмотря на то, что душепопечительство и психологическое консультирование имеют общую форму (позитивный диалог в поиске решения проблемы), они различаются по своей сути.
Психолог в своей повседневной деятельности работает с ресурсами человека и социума, помогает найти решение «от человека к человеку» и актуализирует, мобилизует и развивает психологические ресурсы человека. В отличие от него, священник работает с ресурсами Бога и Церкви, помогает найти решение «к человеку от Бога» и актуализирует, учит практиковать и находить такие духовные ресурсы, которые «запускают» нужную для решения проблемы психологию (покаяние, молитва, вера, общение со Словом Библии, поклонение, освящение, воцерковление, служение ближнему). В целом же, цели, задачи и функции душепопечительства и психологического консультирования отличаются друг от друга так же сильно, как Нагорная проповедь Христа от «Морального кодекса строителя коммунизма».
В качестве примера можно рассмотреть душепопечительскую работу в понимании сути недуга на примере невротических расстройств. По словам святителя Феофана (1815–1894), «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения… В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом — от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло и должно было произойти смятение во всем составе человека: дух, отдалившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе; душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу»[2].
В этом свете невротическое расстройство является показателем нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.
В целом же, душепопечение (о больных, медицинском персонале и учащихся) включает в себя: 1) заботу о человеке, осуществляемую в свете евангельского учения, направленную на избавление от греховности, раскрытие в нем очертаний образа Божия, стяжание им праведности, добродетелей в соответствии с идеалом, представленным в Лице и жизни Господа Иисуса Христа, и 2) духовное окормление, духовничество.
В целом же, душепопечительская работа помогает осознанию и разрешению нравственного конфликта в пользу духовно-нравственных ценностей.
Следует особо отметить, что душепопечительская работа в Военно-медицинской академии всегда являлась неотъемлемой составляющей не только лечебного, но и учебного процессов. С момента своего образования Императорская Военно-медицинская (Медико-хирургическая) академия «… излечивала не только тело, но и душу», и, как правило, с помощью Слова Божия. Известно, что перед революцией академия по своему учебному и научному потенциалу, обилию и разнообразию клиник занимала выдающееся положение в ряду европейских учебных медицинских заведений. Однако не менее выдающееся положение среди всех светских учреждений России она занимала по количеству и богатству храмов, часовен и крещален. Пожалуй, их было даже больше, чем в крупном монастыре. Вот только некоторые из них.
Храм Смоленской иконы Божией Матери (главный храм академии) размещался на первом этаже главного здания Императорской Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии. Освятил храм 15 сентября 1809 года протоиерей Стахий Колосов, настоятель Петропавловского собора. В 1894 году архитектор Александр фон Гоген начал перестройку церкви, сделав ее двусветной, изменил отделку и реставрировал иконостас. После годичного акта 19 октября 1896 года Санкт-Петербургский митрополит Палладий освятил обновленный храм. На стенах висели памятные доски с именами павших в боях и при исполнении служебного долга преподавателей и выпускников академии. В 1882–1908 годах в церкви служил известный проповедник протоиерей Николай Розанов. Последним перед революцией священником был иерей Михаил Лебединский. Ныне на месте храма временно находится музей истории Военно-медицинской академии (1 свет) и малый конференц-зал (2 свет).
Церковь Архангела Михаила при Михайловской клинической больнице баронета Виллие (ныне — кафедра и клиника факультетской терапии). Закладка центрального больничного корпуса и храма произошла в 1865 году, торжественное открытие состоялось в присутствии императора Александра II 27 декабря 1873 года. Благодарственный молебен был отслужен в уже освященном (8 ноября 1873 г.) ко дню открытия больницы домовом храме во имя архангела Михаила. Двухсветная однопрестольная церковь располагалась на 2 и 3 этажах центрального корпуса, ориентирована на восток, имела звонницу и хоры. Купол и стены были украшены искусно выполненной лепниной. Особым почитанием пользовался большой запрестольный образ Христа Спасителя. Доподлинно известно, что в церкви неоднократно служил святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Военно-фельдшерской школе. Школа была основана попечением Президента академии баронета Я.В. Виллие в 1838 г. при Военном сухопутном госпитале. Церковь освящена 19 октября 1895 г., располагалась на 2 этаже флигельного здания во дворе школы (1805–1806, арх. А.Д. Захаров). Часть средств на ее устроение была предоставлена св. прав. Иоанном Кронштадтским. Главной иконой храма был образ Покрова Пресвятой Богородицы, написанный К.П. Брюлловым, переданный в 1869 г. из Военно-начальной школы г. Архангельска.
Первое отделение для душевнобольных при Военно-медицинской академии открылось в 1859 году в одном из флигелей. Через четверть века встал вопрос о постройке отдельной клиники, ориентированной на оказание помощи данной категории пациентов. Гуманистическое отношение к душевнобольным, проходившим лечение в клинике душевных и нервных болезней, подкреплялось их постоянным духовным окормлением. Не случайно, что строительство и открытие клиники не мыслилось без строительства и открытия при ней храма во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Первоначально церковь была оборудована на верхнем (третьем) этаже над входом в клинику и освящена 24 июня (по старому стилю) 1892 года вместе со всей клиникой протопресвитером военного духовенства Александром Алексеевичем Желобовским, главным священником военного и морского духовенства Российской Империи, в присутствии Его Высочества Принца Александра Петровича Ольденбургского (генерал-адъютанта, сенатора, члена Государственного совета).
Главная икона вначале находилась в Москве, в церкви святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе Замоскворечья, куда была привезена казаками в царствование Михаила Федоровича Романова в 1640 году. С нее было снято десять копий, одна из которых и находилась в церкви клиники душевных и нервных болезней академии.
В марте 1919 года приписанная к главному храму Военно-медицинской академии церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери стала приходской. 13 декабря 1922 года ее вместе с другими храмами академии закрыли, а помещение передали под аудиторию (ныне — конференц-зал клиники военно-полевой терапии).
(когда?) Начальником Военно-медицинской академии Б.В. Гайдаром и митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром было принято решение о восстановлении храма в восточном крыле клиники психиатрии. Храм восстановлен в историческом здании, и с 8 декабря 2007 года, после 85-летнего перерыва, в нем возобновлены регулярные богослужения.
Кроме регулярных богослужений и духовного окормления пациентов клиники при храме проводятся еженедельные библейские занятия, для прихожан и пациентов клиники скомплектована библиотека духовной литературы, в каждом клиническом отделении оформлены «уголки православной литературы». Также при храме действует группа по изучению иконописи, проводятся групповые занятия с зависимыми.
Важной составляющей душепопечительской работы в академии является православная духовно-ориентированная психотерапия. Выделяются две ее формы, взаимопроникающие и взаимодополняющие: 1) научно-практическая (собственно медицинская) и 2) церковная (духовная).
В первом случае все виды помощи осуществляются профессиональными врачами в диапазоне психотерапевтических и психокорректирующих мероприятий. При этом учитывается не только патогенез заболевания, но и «разрушительное» действие страстей. Во втором случае речь идет о таинствах психотерапевтического воздействия, практике церковного душепопечения, обрядов и дисциплин, установленных с апостольских времен и развитых в святоотеческий период.
Духовно-ориентированная психотерапия имеет отчетливую специфическую составляющую. Святитель Феофан Затворник, предтеча духовной психотерапии, достаточно точно сформулировал психотерапевтическое значение самого слова: «Слово… по сродству его с духом нашим… проходит внутрь до разделения души и духа, оживляет последний и осеменяет его к плодоношению дел жизни духовной. Возбудительная сила его тем значительнее, что оно действует разом на всего человека, на весь его состав — тело, душу и дух. Звук, или членосостав слова, поражает слух, мысль занимает душу, а невидимая, сокровенная в нем энергия касается духа…» [3].
В целом, в немногочисленных трудах подчеркивается, что основная задача православной (духовно-ориентированной) психотерапии — привести страждущего к покаянию через осознание им психологических (страстных) механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний, через пробуждение резервных (ресурсных) возможностей.
В рамках возрождения и развития душепопечительской работы в Военно-медицинской академии в настоящее время также введена должность помощника начальника академии по работе с верующими военнослужащими (отец Федор); создана постоянно действующая комиссия по восстановлению главного храма академии во имя иконы Смоленской Божией Матери и других святынь Военно-медицинской академии (работает c 2014 г.); принято решение о создании нештатной кафедры теологии в Военно-медицинской академии; ведутся регулярные богослужения в восстановленных храмах академии (храм во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при клинике психиатрии, храм свв. апостолов Петра и Павла).
Важное место в нравственном воспитании курсантов и слушателей академии занимает душепопечительская работа с ними. В связи с этим был восстановлен храм святых апостолов Петра и Павла (30 октября 2015 г.), где проводятся регулярные богослужения, работает воскресная школа, действуют научно-просветительский Центр святого праведного Лазаря, воскресная школа.
Таким образом, душепопечительская работа в настоящее время занимает важное место в системе лечебно-реабилитационных подходов современной психиатрии. Слово Божие не только дарует страждущим исцеление, но и указывает им путь к новой жизни, возможность изменить себя и найти в себе гармонию на этапе своего жизненного пути.
«Он [Господь] возвышает душу и просвещает очи, дает врачевство, жизнь и благословение» (Сир 34, 17).
«Он [Господь] прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои» (Пс. 102:3).
[1] Карамзин Н.М. История государства Российского [Электронный ресурс]. URL: https://rvb.ru/18vek/karamzin/4igr/01text/01text/vol_10_04.htm (дата обращения: 11.03.2022).
[2] Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/nachertanie-hristianskogo-nravouchenija/3 (дата обращения: 11.02.2022).
[3] Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: Благовест, 2001. С. 100.
Публикация в сборнике Международной конференции «Психическое здоровье и религиозность», 2021 год