XVII Съезд РОП. Секция «Религиозность и клиническая психиатрия»
XVII Съезд психиатров России «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению» проходит 15 — 18 мая в Санкт-Петербурге. Одна из секций съезда посвящена религиозности как феномену клинической психиатрии.
Съезд был организован Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российским обществом психиатров и ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России.
Руководитель отдела юношеской психиатрии Научного центра психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), доктор медицинских наук профессор Василий Глебович Каледа открыл работу секции докладом «Проблема взаимоотношения психиатрии и религиозности».
Он отметил, что следует различать нормальную и патологическую религиозность. Кроме того, религиозность можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ориентирована на других людей, ее проявления часто обусловлены привычкой или традицией, социальными требованиями, получением той или иной выгоды. Внутренняя религиозность (духовная) – это искреннее стремление человека воплотить в своей жизни религиозные ценности.
Патологическая религиозность характеризуется искажением традиционных религиозных представлений, например, болезненно-искривленным толкованием тех или иных догматов. Изменением как религиозного поведения, так и образа жизни. Нарушением критического отношения к собственной личности. Вытеснением стремления к полноценной духовной жизни утрированным исполнением религиозных ритуалов.
«По сути мы имеем дело с карикатурой на реальную духовную жизнь, – подчеркнул профессор. – У человека нет глубины понимания сущности своих религиозных действий. Митрополит Антоний Сурожский (Блум), будучи врачом-хирургом по образованию, говорил: когда душевнобольной человек оказывается верующим, его душевная болезнь отбрасывает тень на все, включая церковную жизнь. Поэтому очень важно, чтобы священник мог различать, где норма, а где проявления болезни».
Исследования Военно-медицинской академии, проведенные профессором Б.С. Фроловым в 1982 году, выявили следующие проявления патологической религиозности: религиозный опыт, отягощенный псевдопсихосоматическими нарушениями (религиозные фанатики, реформаторы, церковные активисты), религиозный опыт, отягощенный расстройствами психотического уровня и религиозный опыт, отягощенный невротическими психическими расстройствами.
Важным историческим событием в истории отечественной психиатрии стало посещение Патриархом Алексием II Научного центра психического здоровья в Москве в 1992 году. Патриарх встретился тогда с директором центра академиком Маратом Еноковичем Вартаняном. На этой встрече была озвучена необходимость психообразовательной работы среди представителей религиозных конфессий с целью сотрудничества в выявлении психической патологии и повышении комплаентности (приверженности лечению) психически больных, а также необходимость повышения информированности психиатрического сообщества об особенностях психической патологии с религиозным содержанием и особенностях религиозной жизни у психически больных.
Многие исследователи подчеркивают, что врачу-психиатру необходимо иметь представление о религиозных взглядах и особенностях духовной жизни пациента, напомнил Василий Каледа. В некоторых случаях важно иметь разговор со священником больного, проводить сбор так называемого религиозного анамнеза.
С докладом «Психопатология, клиника и феноменология религиозного бреда» выступил заместитель директора ФГБНУ НЦПЗ по научной работе, кандидат медицинских наук Григорий Иванович Копейко.
В докладе было отмечено, что религиозный бред – это полиморфное образование, то есть кроме бредовых расстройств оно включает в себя другие нарушения: сверхценные идеи и другие бредовые идеи, манию, бредовую деперсонализацию, аффективные расстройства, галлюцинации.
При неадекватном лечении заболевание может перейти на парафренный этап (парафрения – комплекс психических расстройств — ред.).
Среди 1000 больных, находящихся на лечении в Центре психического здоровья, свыше 17 процентов – больные с «религиозной фабулой». Кроме того, существуют известные религиозные группы, для которых характерны симптомы религиозного бреда. Например, последователи Виссариона в Сибири, схиигумен Сергий и его сторонники, вызвавшие много разговоров в СМИ, и другие.
Религиозные бредовые идеи были описаны практически во всех культурах и в разное время, отметил докладчик.
При религиозной патологии человек может быть поглощен религиозными идеями настолько, что перестает работать, разводится, совершает неадекватные поступки, например, в предчувствии конца света закупает продукты.
Выявлены такие формы религиозного бреда, как бред греховности, бред конца света (апокалиптический, то есть который уже произошел, и эсхатологический, который должен произойти), бред проклятия, бред одержимости, бред порчи, бред духовной ипохондрии, бред мессианства, бред целительства, бред религиозного реформаторства.
«Важно понимать, что религиозный бред отличается от религиозного мировоззрения, – подчеркнул Григорий Копейко. – При психическом расстройстве религиозные убеждения противоречат каноническим установкам. Кроме того, наблюдается отчуждение от религиозного общества, то есть пациенты не поддерживают контакта с общиной. Часто они настроены негативно по отношению к традиционным религиозным институтам».
Религиозный бред хуже поддается лечению, чем другие формы бреда. Больные позже обращаются за медицинской помощью, расценивая свои бредовые расстройства, как духовные состояния. И скептически относятся к медикаментозной помощи, которая, по их мнению, не может воздействовать на бессмертную душу.
Острыми проявлениями религиозного бреда бывает аутокастрация, нанесение себе физического ущерба, например, проникающие ранения в глаз (на основании места Евангелия, где сказано: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его»).
Также проявлением религиозного бреда может быть намерение убить священнослужителей, что произошло, например, в Оптиной пустыне в 1993 году, когда были убиты трое монахов.
Доклад «Клинические особенности патологической псевдорелигиозности у больных с психическими расстройствами» прочла ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук ФГБНУ НЦПЗ Ольга Александровна Борисова.
Доклад «Человек зависимый. Экзистенциальность зависимостей в современном мире. Духовность как свобода» прочел профессор кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии доктор медицинских наук Леонид Семенович Шпиленя.
Были прочитаны и другие доклады.