Новости
Религиозность как феномен клинической психиатрии рассмотрели на конференции в Санкт-Петербурге
XVII Съезд психиатров России «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению» проходит 15 — 18 мая в Санкт-Петербурге. Одна из секций съезда посвящена религиозности как феномену клинической психиатрии.
Съезд был организован Министерством здравоохранения Российской Федерации, Российским обществом психиатров и ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России.
Религиозность и психическое здоровье
Руководитель отдела юношеской психиатрии Научного центра психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ), доктор медицинских наук профессор Василий Глебович Каледа открыл работу секции докладом «Проблема взаимоотношения психиатрии и религиозности».
Он отметил, что следует различать нормальную и патологическую религиозность. Кроме того, религиозность можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешняя ориентирована на других людей, ее проявления часто обусловлены привычкой или традицией, социальными требованиями, получением той или иной выгоды. Внутренняя религиозность (духовная) – это искреннее стремление человека воплотить в своей жизни религиозные ценности.
Патологическая религиозность характеризуется искажением традиционных религиозных представлений, например, болезненно-искривленным толкованием тех или иных догматов. Изменением как религиозного поведения, так и образа жизни. Нарушением критического отношения к собственной личности. Вытеснением стремления к полноценной духовной жизни утрированным исполнением религиозных ритуалов.
«По сути мы имеем дело с карикатурой на реальную духовную жизнь, – подчеркнул профессор. – У человека нет глубины понимания сущности своих религиозных действий. Митрополит Антоний Сурожский (Блум), будучи врачом-хирургом по образованию, говорил: когда душевнобольной человек оказывается верующим, его душевная болезнь отбрасывает тень на все, включая церковную жизнь. Поэтому очень важно, чтобы священник мог различать, где норма, а где проявления болезни».
Исследования Военно-медицинской академии, проведенные профессором Б.С. Фроловым в 1982 году, выявили следующие проявления патологической религиозности: религиозный опыт, отягощенный псевдопсихосоматическими нарушениями (религиозные фанатики, реформаторы, церковные активисты), религиозный опыт, отягощенный расстройствами психотического уровня и религиозный опыт, отягощенный невротическими психическими расстройствами.
Важным историческим событием в истории отечественной психиатрии стало посещение Патриархом Алексием II Научного центра психического здоровья в Москве в 1992 году. Патриарх встретился тогда с директором центра академиком Маратом Еноковичем Вартаняном. На этой встрече была озвучена необходимость психообразовательной работы среди представителей религиозных конфессий с целью сотрудничества в выявлении психической патологии и повышении комплаентности (приверженности лечению) психически больных, а также необходимость повышения информированности психиатрического сообщества об особенностях психической патологии с религиозным содержанием и особенностях религиозной жизни у психически больных.
Многие исследователи подчеркивают, что врачу-психиатру необходимо иметь представление о религиозных взглядах и особенностях духовной жизни пациента, напомнил Василий Каледа. В некоторых случаях важно иметь разговор со священником больного, проводить сбор так называемого религиозного анамнеза.
С докладом «Психопатология, клиника и феноменология религиозного бреда» выступил заместитель директора ФГБНУ НЦПЗ по научной работе, кандидат медицинских наук Григорий Иванович Копейко.
В докладе было отмечено, что религиозный бред – это полиморфное образование, то есть кроме бредовых расстройств оно включает в себя другие нарушения: сверхценные идеи и другие бредовые идеи, манию, бредовую деперсонализацию, аффективные расстройства, галлюцинации.
При неадекватном лечении заболевание может перейти на парафренный этап (парафрения – комплекс психических расстройств — ред.).
Среди 1000 больных, находящихся на лечении в Центре психического здоровья, свыше 17 процентов – больные с «религиозной фабулой». Кроме того, существуют известные религиозные группы, для которых характерны симптомы религиозного бреда. Например, последователи Виссариона в Сибири, схиигумен Сергий и его сторонники, вызвавшие много разговоров в СМИ, и другие.
Религиозные бредовые идеи были описаны практически во всех культурах и в разное время, отметил докладчик.
При религиозной патологии человек может быть поглощен религиозными идеями настолько, что перестает работать, разводится, совершает неадекватные поступки, например, в предчувствии конца света закупает продукты.
Выявлены такие формы религиозного бреда, как бред греховности, бред конца света (апокалиптический, то есть который уже произошел, и эсхатологический, который должен произойти), бред проклятия, бред одержимости, бред порчи, бред духовной ипохондрии, бред мессианства, бред целительства, бред религиозного реформаторства.
«Важно понимать, что религиозный бред отличается от религиозного мировоззрения, – подчеркнул Григорий Копейко. – При психическом расстройстве религиозные убеждения противоречат каноническим установкам. Кроме того, наблюдается отчуждение от религиозного общества, то есть пациенты не поддерживают контакта с общиной. Часто они настроены негативно по отношению к традиционным религиозным институтам».
Религиозный бред хуже поддается лечению, чем другие формы бреда. Больные позже обращаются за медицинской помощью, расценивая свои бредовые расстройства, как духовные состояния. И скептически относятся к медикаментозной помощи, которая, по их мнению, не может воздействовать на бессмертную душу.
Острыми проявлениями религиозного бреда бывает аутокастрация, нанесение себе физического ущерба, например, проникающие ранения в глаз (на основании места Евангелия, где сказано: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его»).
Также проявлением религиозного бреда может быть намерение убить священнослужителей, что произошло, например, в Оптиной пустыне в 1993 году, когда были убиты трое монахов.
Доклад «Клинические особенности патологической псевдорелигиозности у больных с психическими расстройствами» прочла ведущий научный сотрудник, кандидат медицинских наук ФГБНУ НЦПЗ Ольга Александровна Борисова.
Доклад «Человек зависимый. Экзистенциальность зависимостей в современном мире. Духовность как свобода» прочел профессор кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии доктор медицинских наук Леонид Семенович Шпиленя.
Были прочитаны и другие доклады.