Новости
Конференция «Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества» состоялась в Москве
26-27 ноября в Москве состоялась III международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных. Церковь и психиатрия: грани сотрудничества». Конференция была организована по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ее соорганизаторами явились Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата, Воронежская митрополия Русской Православной Церкви, Секция по клинической психиатрии, религиозности и духовности Российского общества психиатров, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья». Конференция проводилась в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата.
Подобные конференции проводятся уже не первый год, и со временем круг участников расширяется. В течение двух дней православные и католические священнослужители, специалисты в области психиатрии из разных городов России, а также из Испании, Италии и Нидерландов обсудили 30 докладов, посвященных насущным проблемам взаимодействия Церкви и психиатрической науки, приняли участие в круглых столах, работая в смешанном формате – онлайн и офлайн.
Религиозность и психическое здоровье
Форум открыл приветствием митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Будучи председателем экспертного совета по пастырскому попечению о душевнобольных Комиссии Межсоборного присутствия по церковному просвещению и диаконии, он постоянно курирует данную тему, делает программные доклады. С приветственным словом выступили профессора-психиатры Василий Каледа, Татьяна Клюшник (ФГБНУ «Научный центр психического здоровья») и Петр Морозов – генеральный секретарь Всемирной психиатрической ассоциации, вице-президент Российского общества психиатров.
Свое приветствие направил участникам Петр Гуменюк, заведующий Русским отделом международного благотворительного фонда «Помощь Церкви в нужде» (Kirche in Not), – при поддержке этого фонда проходит уже третья подобная конференция. Он отметил, что это взаимодействие развивается в рамках деятельности совместной рабочей группы Римско-Католической и Русской Православной Церквей. Эта группа была создана для организации сотрудничества двух Церквей по ряду церковно- и общественно-значимых вопросов, одним из которых, несомненно, является вопрос взаимодействия Церкви и психиатрии в деле попечения о душевнобольных. Петр Гуменюк сообщил, что в 2020 г. были подготовлены и опубликованы на русском и английском языках сборники докладов конференций «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд» (1-2 октября 2019 года, С.-Петербург) и «Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье» (7-8 ноября 2019 года, Москва).
С первым докладом в рамках секции «Религиозная вера и психическое здоровье» выступил митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Говоря об обеспокоенности Церкви быстрым распространением психических заболеваний, он сделал акцент на необходимости соработничества священнослужителей и врачей-психиатров ради здоровья людей. Однако первые в большинстве случаев не подготовлены к тому, чтобы оказать помощь психически больным и их семьям, а вторые зачастую ощущают недостаточность только медицинских знаний в том случае, если пациенты поднимают какую-то духовную проблему. Кроме того, образовательные программы по психиатрии не позволяют врачам осмыслить их собственную позицию – религиозную или атеистическую. «Не удивительно, что лечащий врач психически больного человека часто просто не может понять, что его мировоззрение влияет на лечение пациентов», и это влияние «более глубоко, чем мы склонны думать», отметил докладчик.
По его мнению, трудности на пути диалога Церкви и психиатрического сообщества связаны, в первую очередь, с тем, что в контексте секулярного мировоззрения психическое здоровье до сих пор понимается «исключительно через призму научного знания, не принимающего во внимание ни религиозных представлений человека, ни опыта врачевания Церковью душевного неблагополучия людей». Однако встречи, подобные данной конференции, являются «видимым выражением того, что растет число научных исследований, демонстрирующих пользу для душевного здоровья молитвы, религиозного покаяния, участия в церковной жизни, культивирования в себе таких христианских добродетелей, как смирение и прощение». «Современная медицина заново открывает, что существует глубокая связь между верой и состоянием души», – заключил митрополит Сергий.
Профессор Василий Каледа (замдирекора ФГБНУ «Научный центр психического здоровья») сообщил, что в этом году в рамках Российского общества психиатров была сформирована секция «Клиническая психиатрия, религиозность и духовность». Задача этой секции состоит в совершенствовании оказания высококвалифицированной медицинской помощи пациентам психиатрического профиля с религиозным мировоззрением. Для этого необходимо: проведение научных исследований особенностей психических расстройств с религиозным содержанием; повышение информированности психиатрического сообщества об особенностях психической патологии с религиозным содержанием и особенностях религиозной жизни у психически больных; организация психообразовательной работы среди представителей религиозных конфессий с целью сотрудничества в выявлении психической патологии и повышении комплаентности (степени соответствия между поведением пациента и рекомендациями, полученными от врача) психически больных. Профессор Каледа рассказал о подготовке ряда учебных пособий, которые помогут священнослужителям ознакомиться с проблемами психиатрии, а медикам – принять во внимание религиозное мировоззрение пациентов. «Психическое здоровье – это зона совместной ответственности науки и Церкви», – заключил докладчик.
Профессор Венсеслао Доминго Виаль Мена (Университет Святого Креста, Рим) в докладе «Зачем нужна духовность для психического здоровья?» поделился своими размышлениями о сущности духовности, о целостности человека в единстве его физической, душевной и духовной составляющих. Он говорил о душевных заболеваниях с точки зрения экзистенциального подхода, когда у человека отсутствует «воля к смыслу», которая является «глубокой потребностью души». Профессор подробно разъяснил свое понимание трех составляющих работы психиатра, учитывающего духовные особенности своих пациентов, – это «объективация, сострадание и реализм».
Протоиерей Алексий Бабурин, клирик больничного храма при ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», в докладе «Вера как требование предельно развитого разума» представил осмысление высказываний апостолов, отцов Церкви, богословов, философов и психологов современности о взаимосвязи веры и разума. О. Алексий процитировал высказывания А.Ф. Лосева, записанные из первых уст самим докладчиком в то время, когда он был массажистом знаменитого философа и тайного монаха.
Мартин Федерико Эчаваррия Анавитарте (Барселона, Испания), декан факультета психологии университета Абат Олиба СЕУ, обратился к наследию св. Фомы Аквинского и показал, что его размышления о психическом здоровье не устарели и по сей день. Так, в сочинениях Аквината можно найти соображения о причинах душевных расстройств, среди которых (причин) значительную роль играет нарушение этических устоев. Например, так называемые «животные (animal) болезни» являются следствием чревоугодия, садизма, жестокости и других грехов. О моральных нарушениях Фома говорит как о заболеваниях, ему хорошо известно явление, которое сейчас называют психосоматическими нарушениями. Докладчик подчеркнул, что поиск ответов в религиозных источниках прошлого может во многом облегчить задачу постановки диагноза душевных расстройств в настоящем.
Священник Хосе Вегас (СПбГУ и Католическая высшая семинарии «Мария – Царица Апостолов» (Санкт-Петербург), лиценциат теологии и философии (Папский Григорианский университет, Рим) в докладе «Отцовство и его роль в зрелых межличностных отношениях и в формировании религиозного сознания» сосредоточился на «правильном понимании» веры в Бога-Отца. По мысли докладчика, анализ разных уровней человеческих отношений помогает понять не только условия здоровых отношений между людьми, но применим и в области религиозного опыта. Вера в Бога-Отца предполагает достижение человеческой зрелости и ответственности и установление зрелых межличностных отношений, «ведь отношения с Богом – это не вид связи человеческого субъекта с неким непонятным «объектом», но именно вид межличностных отношений, где свобода, самостоятельность, открытость и ответственность со стороны человека являются обязательными условиями», отметил о. Хосе.
Алексей Двойнин (НИУ «Высшая школа экономики», Москва) в докладе «Бог как ментальный ресурс личности» тоже коснулся проблем психологической зрелости личности в связи с верой. Ключевое понятие доклада – ресурс жизнедеятельности, и это не вера в Бога как таковая, а сам Бог – «сверхъестественная реальность, репрезентированная в субъективном опыте верующего». Это сильный ментальный ресурс личности, который имеет ряд ключевых характеристик: «низкий порог входа» (возможен для каждого), потенциальная доступность в любых условиях, универсальность – может быть применен для решения широкого круга жизненных задач и т.д.
Тему поиска ресурсов личности в кризисной ситуации продолжил Федор Шаньков (ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва), он поделился с коллегами результатами исследования реакции населения в начале пандемии COVID-19. Результаты скрининга показали, что духовные ресурсы в их многообразии дают человеку, находящемуся в «воронке утраты», «наибольшее приобретение: чувство связности, безопасности, умиротворенности, самоэффективности (что Бог в меня верит), надежды». Тот ресурс, который обычно считается самым нестабильным, хрупким, неощутимым, в критической ситуации может выйти на первый план, помочь совладать с кризисом, считает психолог.
«Роль и место религиозного опыта в переживании духовного кризиса» – с таким сообщением выступили Анна Лебедева и Юлия Витко (Москва). Татьяна Владимирова (ФГБНУ «Научный центр психического здоровья») давно работает с больными и подмечает закономерности влияния религиозности на их состояние. Более чем в 70% случаев взаимосвязь психического здоровья и духовности дает положительный результат в лечении. В докладе «Особенности ценностно-смысловой сферы личности психически больных и религиозных копинг-стратегий» она представила результаты своих исследований, рассказала о сотрудничестве врачей и священнослужителей.
Алексей Немцев (ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж», Томская духовная семинария) выступил с сообщением «Духовные смыслы и ценности: постнеоклассическое понимание», в котором рассмотрел возможность использования новых научных подходов в клинико-психологической сфере при оказании психологической помощи религиозным людям, имеющим психические расстройства. «Духовный опыт в различных религиозных традициях» – эта тема объединяла доклады второй половины дня 26 ноября. О мистике и здоровье св. Терезы Авильской по-русски рассказал представитель ордена босых кармелитов Ежи Войцех Навоевский (Испания, Авила). Духовный опыт Хуана де ла Крус, Дитриха Бонхёффера, евангельского «благоразумного разбойника» и других людей, переживавших кризис, оказался в центре внимания профессора Франсиско Гарсия Мартинеса (Папский университет Саламанки, Испания), выступившего с докладом «»Ранами Его мы исцелились» [Ис. 53:5]. Исцеляющая сила немощи». Феномен юродства стал объектом анализа в докладах профессора Московской духовной академии Владимира Кириллина «Юродство в духовном, культурном и в историческом аспектах» и психиатра Тамары Дробашенко (ФГБНУ «Научный центр психического здоровья») «Юродство: «безумные» Христа ради» (патографический анализ личности Иоанна Яковлевича Корейши)». С докладом «Практики осознанности и христианская жизнь» выступил протоиерей Владимир Шмалий (НИЯУ МИФИ, ОЦАД; Москва).
На следующий день, 27 ноября, в секции «Религиозность пациентов, страдающих психическими расстройствами» выступили психиатры — сотрудники ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» Григорий Копейко («Религиозный фанатизм и религиозный бред»), Ольга Борисова («Типология патологической псевдорелигиозности у больных с психическими заболеваниями»), Екатерина Гедевани («Психопатологические особенности религиозного бреда греховности у больных депрессией»), Ульяна Попович («Особенности религиозности при эндогенных психических расстройствах в подростковом и юношеском возрасте») и другие специалисты. Психиатр Борис Воскресенский (РНИМУ им. Н.И. Пирогова, СФИ, Москва) проанализировал «патологическую мистику» как клиническую, психотерапевтическую и культурно-историческую проблему, а профессор Евгений Курасов (ФГБВОУ ВО «ВМА им. С.М. Кирова» Минобороны России) рассказал о душепопечительской работе в современной системе подходов к лечению психических расстройств.
Протоиерей Павел Великанов представил доклад «Токсичная религиозность и неклиническая психокоррекция в рамках внебогослужебной деятельности прихода», а протоиерей Илья Одяков, который служит в больничном храме при ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», рассказал об особенностях религиозной веры у психически больных.
Заключительное заседание было посвящено теме «Пастырское душепопечение психически больных». Профессор Питер Ферхаген (Хардервейк, Нидерланды) сделал доклад «Психотерапия и духовная жизнь». Несколько докладов были посвящены разным аспектам душепопечения лиц с суицидальным поведением (профессор Владислав Шамрей, Наталья Рутковская (Санкт-Петербург) и профессор Алексей Меринов (Рязань)). Практическое взаимодействие священнослужителей врачей-психиатров было в центре сообщений последних: Максима Пальчикова (Воронеж) и Андрея Магая (ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»).
В ходе дискуссий российские специалисты подробно расспрашивали зарубежных участников о том, как организовано взаимодействие священнослужителей и психиатров, какие знания о психиатрии включены в обучающие программы духовных учебных заведений в Европе.