Борисова Ольга Александровна,
Владимирова Татьяна Витальевна
Аннотация: Религия является важным и одним из первых ресурсов, к которым обращаются пациенты и их родственники, когда сталкиваются с тяжелой, хронической или неизлечимой болезнью. В понимании роли религиозности и духовности человека в поддержании психического здоровья и влиянии на психическое заболевание значительную помощь может дать анализ ценностно-смысловой сферы личности человека и ее отношение с религиозной верой. При планировании и проведении лечебно-реабилитационной работы с психически больными наряду с терапией психофармакологическими препаратами важной составляющей работы с пациентами и их родственниками является психокоррекционная работа, направленная на совладание (преодоление) с кризисом, вызванным психической болезнью, совладание с болезненными переживаниями, а также на адаптацию к новым условиям существования. Копинг-работа с верующими пациентами является, прежде всего, конфессионально ориентированной с учетом особенностей ценностно-смысловых структур и опорой на сохранные духовно-ориентированные ценности пациентов.
Ключевые слова: эндогенные психические заболевания, ценностно-смысловая сфера, реабилитация, религиозные копинг-стратегии.
В последние несколько десятилетий отмечается заметное возрастание научного интереса к проблеме влияния религиозности на психическое состояние и психологическое функционирование человека. Во многих случаях религия является важной и одной из первых возможностей поддержки, к которым обращаются пациенты и их родственники, когда сталкиваются с тяжелой, хронической или неизлечимой болезнью. К настоящему моменту накоплено свыше 3 тысяч научных исследований, касающихся области влияния религиозности или духовности на здоровье (Rosmarin D.H., Koenig H.G., 2020). При этом более чем в 72% исследований последних лет показана положительная взаимосвязь между религиозностью и психическим здоровьем (Verhagen P., 2019).
В многочисленных работах указывается, что религиозная вера помогает пациентам облегчить перенесение тяжести симптомов как соматического заболевания (Pargament K., 2001), так и психических болезней (Neeleman J., Lewis G., 1994). Уровень религиозности обратно пропорционален уровню депрессий, в особенности среди людей, сталкивающихся с серьезными жизненными ситуациями (Smith T.B. et al., 2003); коррелирует с меньшим уровнем тревоги среди пациентов с паническими расстройствами (Bowen R. et al., 2006). Доказано положительное влияние религиозности на снижение потребления наркотиков, уменьшение делинквентности и преступности (McCullough M.E., Willoughby B.L.B., 2009).
Анализируя положительное влияние религиозности на психическое здоровье, один из ведущих исследователей в области психиатрии и религии профессор H. Koening (2012) выделяет следующие факторы:
- религиозность предоставляет ресурсы для борьбы со стрессом, влияя на когнитивную оценку негативных жизненных событий, формирует оптимистическое мировоззрение, помогает справиться с потерей;
- являясь устойчивой ценностно-нормативной системой, религия помогает людям выстраивать свое поведение так, чтобы избегать стрессовых событий (развод, лишение свободы, проблемы с детьми, финансовые трудности);
- большинство религий поощряют «про-социальное» поведение человека, его коммуникативность на основе альтруистической любви (встречи и забота о близких, взаимопомощь), увеличивают положительные эмоции и отвлекает от собственных проблем.
Для понимания значения религиозности и духовности человека в поддержании психического здоровья и влияния их на психическое заболевание необходим анализ ценностно-смысловой сферы личности человека, имеющего религиозное мировоззрение. По мнению отечественных и зарубежных исследователей, ценностно-смысловые ориентации, обусловленные религиозной верой, становятся важным элементом сознания людей и действенным регулятором поведения (Двойнин А.М., 2007; Гумницкий М.Е., 2013).
В отделении по изучению особых форм психической патологии было проведено исследование по анализу ценностно-смысловых образований у больных с эндогенными психическими расстройствами (Копейко Г.И. с соавт., 2016; Борисова О.А. с соавт., 2019). Анализ ценностно-смысловой сферы религиозных пациентов с психической патологией проводился с использованием методики личностных конструктов Келли с целью выявления особенностей, состава и структуры смысловых образований верующих пациентов. Полученные данные были статистически обработаны посредством факторного и корреляционного анализов.
Изучаемые ценности включали как общие ценности (творчество, общение с другими людьми, материальные блага, профессиональный успех), так и ряд ценностей, обычно свойственных верующему человеку (стремление к Богу, стремление к развитию в себе духовных качеств, реализации смысла своего существования).
Результаты исследования показали, что у больных с религиозным мировоззрением имели место высокие показатели деятельного духовного стремления к реализации смысла своего существования наряду с бережным и чутким отношением к другим людям и стремлением к Богу. В отличие от них, больные, не имеющие религиозного мировоззрения, в основном демонстрировали наибольшую значимость ценностно-смысловых образований в сфере общения с родными и близкими.
Лица с религиозным мировоззрением существенно отличались от неверующих по своему отношению к изучаемым ценностям, особенно к здоровью и духовной сфере. Так, у больных с религиозным мировоззрением в отличие от неверующих пациентов по-разному осмысливались отношение к миру, понятия «здоровье» и «болезнь». У больных, не имеющих религиозного мировоззрения, отсутствие здоровья влекло за собой потерю базовых ценностей и утрату смысла жизни. У верующих пациентов оказывался выше уровень самоконтроля, а также социального общения за счет сохранения их вовлеченности в жизнь церковной общины. Творчество занимало значимое положение в иерархии ценностей в группе верующих пациентов. Эти особенности необходимо учитывать при выборе и проведении психокоррекционных действий в процессе терапии и реабилитации.
Сравнительный анализ показал значительно большую стабильность, устойчивость ценностно-смысловой структуры у верующих православных больных, тяжелая психическая болезнь принципиально не меняла ее структуру. Планирование и проведение лечебно-реабилитационной работы пациентов с психическими заболеваниями подразумевает, в первую очередь, применение психофармакотерапевтии с использованием широкого арсенала психотропных препаратов, современных атипичных нейролептиков, которые позволяют уменьшить негативные проявления шизофренического процесса. Вместе с тем крайне важной составляющей работы с пациентами и их родственниками является психокоррекционная работа, направленная на преодоление кризиса, вызванного психической болезнью, совладание с болезненными переживаниями и адаптацию к новым условиям существования, так называемая копинг-работа (англ. Copе — преодоление, совладание). В последние десятилетия широко обсуждаются вопросы религиозного копинга, который определяется как обращение к религии при переживании жизненных трудностей и включает в себя совладание при помощи собственной системы ценностей и убеждений, укрепление связи между людьми в общине единоверцев, а также развитие отношений между человеком и Творцом.
Копинг-работа с верующими пациентами является прежде всего конфессионально ориентированной, с учетом особенностей их ценностно-смысловых структур и опорой на сохранные духовно-ориентированные ценности.
В практической работе отделения особых форм психической патологии использовались следующие религиозные копинг-стратегии (стратегии совладания):
- сохранение базовых ценностей жизни — традиционных ценностей и смыслов;
- религиозная поддержка общины — стратегия социальной поддержки;
- стратегия обретения эмоционально-стабильного состояния, которое дает религиозная вера (утешение, успокоение, прощение, примирение);
- методы религиозного трансформационного копинга — религиозное переосмысление ситуации, переосмысление собственной личности и так называемый объединенный религиозный копинг.
Сохраняющий копинг (Geertz С., 1966) позволяет сохранить базовые ценности жизни, защитить смысл жизни перед лицом серьезной болезни или потери. Он направлен на сохранение традиционных ценностей и может проявляться также в религиозной переоценке негативных событий с благоприятной точки зрения, то есть негативным событиям придается потенциально благотворное и благоприятное значение, как допущенным от Бога для исправления, усовершенствования, ограждения от ошибок и падений. В мировоззрение верующих больных, в общий контекст их духовной, душевной и телесной жизни включены понятия о болезни (как испытании), так же, как и о здоровье, поэтому факт появления психического заболевания не привносит столь критических изменений в картину мира этих больных. Помогает вера в то, что Бог имеет власть изменить стрессовую ситуацию на благоприятную.
Религиозная поддержка общины оказывается ведущей в христианской православной традиции и помогает больным с религиозным мировоззрением не чувствовать свою ущербность (Казьмина О.Ю., Поляков Ю.Ф., 2000). Исследование качества социальных связей показало, что общее количество связей и плотность социальной сети достоверно выше у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к общине, чем у больных с секулярным мировоззрением, что дает больше ресурсов для адекватного выбора социальной поддержки. Более сильная система межличностных взаимодействий во многом обусловлена единым религиозным мировоззрением и канонами христианства. Таким образом, религиозная община — эффективный способ поддержки больных.
Важной составляющей психокоррекционной работы являются методы так называемого религиозного трансформационного копинга, который заключается в переосмыслении с религиозной точки зрения негативных событий, которые могут получить новое измерение и иное значение, что поможет предотвратить более серьезную ситуацию. В любом случае, считается, что Бог не посылает страданий сверх меры возможного для человека. Важным является переосмысление себя и своих несчастий, которые могут восприниматься трагически, однако приписываются не самому человеку, а божественным силам. Бог предлагает возможность посмотреть на себя и свою жизнь, предоставляет возможность духовного роста.
Переосмысление священного — объединенный религиозный копинг — состоит в поиске контроля через отношения с Богом в решении проблем (Fromm E., 1950). Даже так называемая религиозная капитуляция — активная передача контроля Богу, отдаться в руки Божии, — позволяет больным справиться с чувствами напряжения и тревоги, принять психическую болезнь как промысел Божий, согласиться с необходимостью лечения у врачей, приема лекарств, госпитализации в психиатрический стационар. Этот путь совладания идет через принятие болезни, через осмысление и вычленение ее в общей ценностно-смысловой структуре личности; через нахождение смысла существования в условиях болезни. Болезнь рассматривается в контексте всего пути человека — пути цельного, неразрывного (до, во время и после болезни), имеющего смысл. Несмотря на отсутствие должного критического отношения к своему состоянию, вызванное шизофреническим процессом, наши пациенты принимают оценку духовником проявлений их болезни как патологических с духовно-религиозной точки зрения (ложная мистика, прелесть), дисциплинированно относятся к приему поддерживающей терапии и даже госпитализацию в психиатрический стационар воспринимают как послушание. Это позволяет осуществлять длительную многолетнюю поддерживающую терапию современными антипсихотическими средствами, влияющими на негативные расстройства, предупреждать рецидивы болезни, даже в случаях хронического непрерывного течения, а также улучшать социальное функционирование пациентов и повышать качество их жизни.
Различные методы копинга использовались как в индивидуальной работе с пациентами, так и в групповой психокоррекционной работе. В течение двадцати лет проводились выездные православные лагеря с длительным сроком пребывания, объединявшие пациентов, находящихся под наблюдением врачей, психологов и окормлявшихся священниками. Реабилитационная работа была направлена на формирование и развитие социальных и коммуникативных навыков больных, сохранение базовых ценностей и обретение смысла жизни в ситуации хронического психического заболевания, а также возможности переосмысления своего заболевания с позиций православной веры.
В настоящее время работа продолжается, на данном этапе осуществляется отработка форм реализации религиозного копинга через индивидуальную и групповую работу, через включение в копинг-работу не только священников, работающих в нашем центре, но и привлечение к сотрудничеству ряда священников из приходов и монастырей Москвы и Подмосковья, которые могут направлять к нам пациентов и продолжают окормлять их на приходах после выписки из отделений и при проведении амбулаторной психиатрической терапии.
В этом контексте нельзя не упомянуть слова, сказанные в 1992 году Патриархом Алексием II при освящении больничного Храма иконы Божией Матери «Целительница» в Научном центре психического здоровья (ФГБНУ НЦПЗ): «Вера является величайшей святыней человеческой души, она есть главная ценность жизни, без которой жизнь и смерть теряют смысл, становятся унижением и бесславием. В состоянии безнадежности, обреченности, одиночества человек открывает для себя веру и обретает в ней источник полноценного осмысления бытия. Находясь в обладании веры, личность способна преодолеть присущие человеческой природе немощи и болезни, осознать свою самобытную ценность и осуществить свое индивидуальное предназначение. Смысл человеческих скорбей и страданий находит свое оправдание в вере, которая является самой глубокой и таинственной основой каждой человеческой личности».
Использованная литература:
1. Борисова О.А., Гусев В.В., Двойнин А.М., Копейко Г.И. Структура и содержание ценностно-смысловой сферы психически больных с религиозным мировоззрением // Культурно-историческая психология. 2019. № 15(4). С. 56–67.
2. Гумницкий М.Е. Исследование взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и религиозности личности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Педагогика и психология. 2013. № 5. С. 113–120.
3. Двойнин А.М. Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры: автореф. дисс.… уч. ст. канд. психол. н. Москва,2007.
4. Казьмина О.Ю., Поляков Ю.Ф. Особенности социальной поддержки у больных шизоаффективными расстройствами с религиозным мировоззрением // Социальная и клиническая психиатрия. 2000; 3:21–25.
5. Копейко Г.И., Борисова О.А., Казьмина О.Ю. Религиозные копинг-стратегии в реабилитации психически больных // Психиатрия. 2016 (2):С. 40–49.
6. Bonelli R, Dew RE, Koenig HG, Rosmarin DH, Vasegh S. Religious and spiritual factors in depression: review and integration of the research. Depression Research and Treatment. 2012 ;2012:962860. doi: 10.1155/2012/962860.
7. Bowen R., Baetz M., D’Arcy C. Self-rated importance of religion predicts one-year outcome of patients with panic disorder // Depression and Anxiety. 2006. No. 23(5). P. 266–273.
8. Fromm E. Psicoanálisis y religión. Psique, 1950.
9. Geertz C., Banton M. Religion as a cultural system. London, 1966.
10. Greene Bush E., Pargament K.I. Family coping with chronic pain // Families, Systems & Health. 1997. No. 15(2). P. 147.
11. Koenig H.G. Religion, spirituality, and health: The research and clinical implications. International Scholarly Research Notices. ISRN Psychiatry. 2012 ;2012:278730. doi:10.5402/2012/278730
12. McCullough M.E., Willoughby B.L. Religion, self-regulation, and self-control: Associations, explanations, and implications // Psychological bulletin. 2009. No. 135(1). P. 69.
13. Neeleman J., Lewis G. Religious identity and comfort beliefs in three groups of psychiatric patients and a group of medical controls // International Journal of Social Psychiatry. 1994. No. 40(2). P. 124–134.
14. Pargament K.I. The psychology of religion and coping: Theory, research, practice. New York: Guilford press, 2001.
15. Smith T.B., McCullough M.E., Poll J. Religiousness and depression: evidence for a main effect and the moderating influence of stressful life events // Psychological bulletin. 2003. No. 129(4). P. 614.
16. Verhagen P.J. Psychiatry and Religion: Controversies and Consensus: A Matter of Attitude. Tilburg: 2019.