Эчаваррия Анавитарте Мартин Федерико
В своем докладе я изложу идеи Фомы Аквинского о психических болезнях. Несмотря на то, что он жил в XIII в., был богословом и философом, а не врачом, думаю, некоторые его идеи о психических заболеваниях заслуживают нашего внимания и сегодня. Фома Аквинский использует слово «болезнь» аналогичным образом применительно к трем расстройствам души, а именно: к психическому расстройству с телесной причиной, нравственному расстройству и специфическому расстройству чувственной части души.
1. Телесное психическое заболевание
В Аквинатовой философии природы понятие болезни имеет четкие границы. Согласно Фоме Аквинскому, болезнь — это недомогание органического тела, которое выводит его за рамки естественного порядка, в отличие от здоровья, которое представляет собой хорошее расположение тела, при котором различные его компоненты находятся в гармонии. Это недомогание является следствием действия возбудителя заболевания, вызывающего в организме страсть, которая выводит его из естественного состояния и делает организм неспособным нормально выполнять свои жизненно важные функции (Эчаваррия, 2008). Когда это дурное расположение влияет на органы психической жизни, мы обнаруживаем то, что сегодня мы назвали бы «психическим заболеванием».
Болезнетворный возбудитель, вызывающий недомогание, приводящее к болезни, может быть физическим возбудителем. Поэтому Фома Аквинский часто говорит о дисфункциях способностей души (таких как воображение или память) из-за поражения области мозга, в которой расположены эти способности. Но психический возбудитель также может вызвать болезнь, поскольку, согласно Аквинскому, страсти души (то, что сегодня мы назвали бы «эмоциями») — это явления не чисто духовные, а психосоматические (Эчаваррия, 2018, 2019; Лобато, 1994). Поэтому, по мнению Фомы Аквинского, сильные страсти, особенно негативные, такие как уныние, страх или отчаяние, могут вызвать настоящую болезнь. То есть даже соматические заболевания могут иметь психическую причину.
Это естественные причины болезней. Фома Аквинский утверждает, следуя Священному Писанию, что болезнь может быть вызвана демоническим влиянием. Но даже когда это происходит, причиной становится воздействие сатаны на организм, нарушающее его работу (Эчаваррия, 2005).
Фома Аквинский не дает подробного описания каждого психического заболевания, его физических причин или лечения, хотя в его аллюзиях на эти темы можно заметить влияние «Канона врачебной науки» Авиценны, Немесия Эмесского и Салернской врачебной школы (И.Лабеага, 2002). Для обозначения психических заболеваний Фома Аквинский использует (не в узкоспециальном смысле) такие слова, как меланхолия, мания, ярость, эпилепсия и т.д. (Эчаваррия, 2009).
2. Нравственные пороки как болезни души
Фома Аквинский иногда по аналогии называет нравственные недуги расстройствами или болезнями. Прежде всего, для Фомы Аквинского благо — это расположение, поселенное Богом в душу, которое часто и считается духовным здоровьем. Первородный грех лишил душу этого духовного здоровья, поэтому его можно назвать духовной болезнью или недугом. Точно так же нравственные пороки, то есть склонности, противоположные добродетели, часто называют болезнями (morbus). Эти болезни лечатся лекарством таинств и упражнением в добродетели (Эчаваррия, 2005a).
Добродетель воздержания (лат. temperantia, греч. sophrosyne) имеет особое значение для здоровья ума. Фома Аквинский поясняет, что греческое слово sophrosyne означает психическое здоровье, и, напротив, невоздержанность — это болезнь ума, поскольку она мешает правильному использованию разума (Фома Аквинский, 1964).
«Поэтому мы обозначаем воздержание словом sophrosyne, то есть это то, что сохраняет благоразумие. Благоразумие содержит в себе упомянутое качество, поскольку, хотя удовольствие и боль не искажают и не извращают все суждения (например, о том, что треугольник имеет или не имеет три угла, в сумме равные двум прямым углам), они влияют на тех, кто занимается решением практических задач. Принципы практических вещей — это те цели, ради которых эти вещи создаются. Но принцип не понятен человеку, поврежденному удовольствием или болью, и он не считает своим долгом выбирать его и делать все ради него и из-за него, ибо принцип поврежден пороком» (Фома Аквинский, изд.1964).
К тому же, вслед за Аристотелем Фома Аквинский помещает некоторые промежуточные состояния между полным здоровьем воздержания и смертельной болезнью невоздержанности. Например, состояние воздержанных и невоздержанных людей. И те, и другие страдают от внутреннего разделения между разумом и эмоциями в силу расстройства своих страстей. Но воздержанный человек, применяя силу воли, преуспевает в сопротивлении страстям, в то время как невоздержанный поддается им по своей слабости. Слово, которое Фома Аквинский использует для обозначения «слабости» души, — infirmitas, латинское слово, которое также означает болезнь или недуг, и сам Фома Аквинский подчеркивает это. Можно привести, например, следующий текст («О Зле», в. 3, п. 9):
«Когда какая-либо привязанность не умеряется в соответствии с правилом разума, но впадает в избыток или недостаток, это называется расстройством [infirmitas] души. И это происходит особенно в привязанности к чувственным желаниям, которые называются страстями, такими как страх, гнев, вожделение и т.д.; поэтому древние называли эти виды страстей болезнями души [aegritudines animae], как говорит Августин в книге «О граде Божием». Говорят, что человек делает из слабости [infirmitas] то, что он делает из-за какой-то страсти, например, из-за гнева, страха, желания и тому подобного».
Фома Аквинский сравнивает невоздержанного человека с больным. Невоздержанный человек болен душой, потому что его члены находятся в неупорядоченном состоянии и не реагируют на команды разума — той способности, которая естественным образом должна ими управлять; но даже если человек знает, что именно ему полезно делать, он не может так действовать в тот момент, когда на него нападает властвующая над ним страсть (Эчаваррия, 2005b). Фома Аквинский, комментируя святого апостола Павла, говорит: «Болезнь человека проявляется в том, что он делает то, что, как он понимает, ему не следует делать» (Посл. к римлянам, с. VII, л. 3, п. 15).
3. «Животная (или психологическая) болезнь» (aegritudo animalis)
Фома Аквинский описывает еще третью ситуацию, отличную от телесного психического заболевания и нравственного расстройства, и это, на мой взгляд, является его оригинальным вкладом, этого я не нашел у других средневековых авторов. Это то, что Фома Аквинский в комментариях к VII книге Никомаховой этики Аристотеля называет aegritudo animalis. Это особый вид расстройства, специфика которого не была подробно описана.
В книге VII Никомаховой этики, рассматривая формы невоздержанности по аналогии, Стагирит говорит о некоторых пороках, которые выходят далеко за рамки человеческих нравственных пороков. Это так называемые противоестественные (contra natura) пороки. Эти расстройства проявляются во всех видах пороков как крайние и неестественные виды этих пороков. Например, противоестественная невоздержанность (парафилия), противоестественная жестокость (садизм), противоестественный страх (фобии), противоестественное обжорство (булимия) и т.д. В то же время нравственные пороки являются аффектами, противоречащими здравому смыслу; эти расстройства противоречат не только здравому смыслу, но и естественному устроению чувственных желаний человека. Цитируя Иоанна Дамаскина, Фома Аквинский подчеркивает, что все пороки противоречат природе, но что человеческие нравственные пороки противоречат специфическому отличию человека, которым является его разумность, в то время как противоестественные пороки противоречат также естественной склонности того рода, к которому принадлежит человек: рода «животных» (Посл. к римлянам, c. 1, п. 149).
Фома Аквинский вслед за Аристотелем считал, что эти расстройства животного начала человека иногда объясняются плохим органическим устройством, иногда органическим заболеванием, а иногда бывают вызваны неблагоприятной средой, которая повлияла на развитие характера, особенно в детстве. Аквинат называет расстройство чувственных желаний, имеющее психическую или поведенческую причину, «животной болезнью» (aegritudo animalis). Приведу цитату из Фомы Аквинского («Об этике», книга 5, с. 5, 1374): «Наконец, в «Иные становятся» он предлагает примеры вещей, противных природе, которые становятся желанными из-за привычки. Некоторые наслаждаются противоестественными удовольствиями из-за психической неуравновешенности или привычных извращений. Например, некоторые мужчины выдергивают у себя волосы, грызут ногти, едят уголь и землю и вступают в половые сношения с мужчинами. Все вышесказанное можно свести к двум типам. Некоторые люди делают это из-за склонности телесного склада, который был у них изначально; другие — по привычке, привыкнув к вещам такого рода с детства. Такие люди подобны индивидуумам, которые впадают в это состояние по причине физической болезни, ибо дурная привычка [prava consuetudo] — это своего рода психологическая болезнь [aegritudo animalis]» (Фома Аквинский, изд.1964).
Порочная привычка (prava consuetudo) — это склонность, вызванная поведением, противным природе. Эту «привычку» можно назвать своего рода «животной болезнью» или «психологической болезнью». И здесь тонкая грань между нравственным пороком и болезнью. Эти склонности обусловлены привычками, но они напоминают болезнь.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский указывает на три причины неестественных наклонностей, имеющих поведенческую причину: отсутствие хороших законов, что благоприятствует извращенным привычкам; аффективные потрясения или травмы, особенно в детском возрасте; усугубляющаяся злоба, которая может привести к огромной противоестественности (Фома Аквинский, 1964).
По словам Фомы Аквинского, эти противоестественные расстройства могут встречаться во всех родах пороков (Об этике, книга VII, 1379):
«По первому пункту мы должны учитывать, что такой избыток порока может относиться к порокам, противоположным всем добродетелям, например, к глупости, противоположной благоразумию, к трусости, противоположной стойкости, невоздержанности, противоположной умеренности, и жестокости, противоположной мягкости; и это может касаться каждого из пороков, ибо некоторые из них являются грубыми привычками, возникающими из-за злобной природы, другие являются болезненными привычками, возникающими из-за физического или психологического заболевания, то есть плохие привычки» (Фома Аквинский, изд. 1964).
К числу таких расстройств относится, например, парафилия. Рассматривая эту тему, св. Фома разделяет похоть на два рода: человеческую похоть и противоестественную. Первая есть половой акт вне брака. Вот расстройства, входящие в эту категорию (Сумма богословия, II-II, в. 154, п. 11): «Во-первых, достичь поллюции, не прибегая к совокуплению, с единственной целью — испытать сексуальное удовольствие, есть грех порочный, называемый некоторыми «мягкотелостью». Во-вторых, достичь поллюции, совокупляясь с представителями другогo вида, то есть осуществить то, что называется «скотоложеством». В-третьих, достичь ее посредством совокупления, но не с представителями требуемого пола, а, например, «мужчине с мужчиной, женщине с женщиной», что называется грехом содомским, как об этом говорит апостол в Рим. 1. В-четвертых, добиться ее, совокупляясь неестественно, прибегая к неподобающим способам или как-то еще, то есть отвратительно и по-скотски» (Фома Аквинский, изд.1947).
Как уже отмечалось, может иметь место также патологическая склонность к агрессивности, которая соответствует тому, что сегодня мы назвали бы психопатией или садизмом. Говоря о пороке жестокости, противоположном добродетели милосердия, св. Фома следующим образом объясняет отличие садизма от гнева и жестокости (Сумма богословия, II-II, в. 157, п. 1 и 3): «Порок гнева, означающий избыточность в страсти гнева, в строгом смысле слова противостоит кротости, которая непосредственно имеет дело со страстью гнева. Жестокость же, со своей стороны, означает избыточность в наказании. Поэтому Сенека говорит (О милосердии II, 4), что «жестокими называют тех, у кого есть причина наказывать, но отсутствует умеренность в наказании». Того, кто радуется самому наказанию человека, можно назвать свирепым или [даже] зверем, как если бы ему недоставало того человеческого чувства, которое можно назвать человеколюбием» (Фома Аквинский, изд.1947).
Садист получает удовольствие, заставляя страдать своего ближнего, что противоречит естественной наклонности, в соответствии с которой все люди друг другу друзья. Св. Фома прямо относит этот порок к звериным или патологическим (Сумма богословия, II-II, в. 159, п. 2): «Своим происхождением имена «свирепость» и «зверство» обязаны сходству с теми дикими зверьми, которых считают свирепыми. Ведь такие звери нападают на человека для того, чтобы пожрать его плоть, а не ради осуществления правосудности, рассмотрение которой свойственно одному только разуму. Поэтому зверство, или свирепость, в строгом смысле слова сказывается только о том, кто причиняет наказание не в связи с порочностью наказуемого, а просто потому, что ему доставляет удовольствие мучить человека. Отсюда понятно, почему это также называется скотством. Действительно, такого рода удовольствие является не человеческим, а скотским и, подобно другим скотским возбуждениям, берет свое начало либо в дурном обычае, либо в испорченной природе. С другой стороны, жестокость имеет в виду порочность наказуемого, хотя при этом проявляет избыточность в модусе наказания. Таким образом, жестокость отличается от свирепости или зверства, в связи с чем в седьмой [книге] «Этики» сказано, что человеческая порочность отлична от зверства» (Фома Аквинский, изд.1947).
Подобное расстройство бывает и при страхе. Оно соответствует нынешним «фобиям»: устройство человека может быть настолько робким, что некоторые боятся всего, даже мышиного писка. Это робость бессловесного животного. Один человек стал настолько пугливым из-за болезни, что стал бояться хорька».
Итак, мы видим, что святой прямо нобозначает: противоестественную похоть; патологическую жестокость, которая, по-видимому, соответствует садизму; некоторые формы расстройств пищевого поведения; фобии.
Заключение
Мы видим, что у Фомы Аквинского есть некоторые идеи, которые могут вдохновить тех, кто проводит исследования и работает в области психического здоровья. Он предлагает широкое понимание психических заболеваний и учитывает разные нюансы: у нас есть психические расстройства, которые являются болезнями в строгом смысле, то есть это дисбаланс в организме, который изменяет работу сознания. С другой стороны, у нас есть нравственные расстройства, нарушающие природную гармонию человеческой жизни, нравственные пороки, которые подобны нравственным и душевным болезням. Наконец, у нас есть те расстройства чувственной душевной жизни, вызванные поведением, которые представляют собой психическую болезнь (aegritudo animalis), вследствие которой воображение и эмоциональная жизнь человека отклоняются от своего естественного расположения. Думаю, что многие невротические, личностные и поведенческие расстройства можно отнести к aegritudo animalis. Эти три категории следует рассматривать не как закрытые кластеры, а как реальности, которые взаимосвязаны в конкретных людях. Телесные болезни иногда связаны с нравственной свободой, и, в свою очередь, неправильное управление душевными страстями может сделать нас больными. Aegritudo animalis и нравственное расстройство часто бывают связаны между собой. Поэтому необходима личностно-центрированная перспектива с высшей трансцендентной и духовной точки зрения, чтобы понять их уникальную взаимосвязь в каждом случае. Этой точке зрения отдает предпочтение Фома Аквинский, утверждающий, что человек — самое индивидуальное существо из всех (Сумма богословия, I, в. 29, п. 1).
Использованная литература:
1. Лабеага, Дж. Некоторые источники антропологии св. Фомы (вторая часть) // Альфа Омега. 2002. № 5. С. 59–101
2. Лобато A. (ред.) Человек в теле и душе. Мадрид: EDICEP, 1994.
3. Фома Аквинский. Комментарии на Никомахову этику. Чикаго: Henry Regnery Company, 1964.
4. Фома Аквинский. Сумма теологии. Нью-Йорк: Benzinger Bros., 1947
5. Эчаваррия М.Ф. Человеческая телесность по Фоме Аквинскому // Испанский журнал теологии. 2019. № 79(3). С. 345–366.
6. Эчаваррия М.Ф. Психологические теории эмоций против Фомы Аквинского. Roma: Urbaniana University Press, 2018. p. 47–82.
7. Эчаваррия М.Ф. Психические заболевания по Фоме Аквинскому [II]. О (психических) заболеваниях в строгом смысле // Скрипта Медиаевалия. 2009. № 2(2). С. 85–105.
8. Эчаваррия М.Ф. Психические заболевания по Фоме Аквинскому [I]. О понятии болезни // Скрипта Медиаевалия. 2008. № 1(1). С. 91–115.
9. Эчаваррия М.Ф. (2005a). Практика психологии и ее эпистемологические уровни по учению Фомы Аквинского. Жирона: Университетские документы, 2005.
10. Эчаваррия М.Ф. (2005b). Святой Фома и психическая болезнь / Andereggen I. (ред.) // Основы христианской психологии. Буэнос-Айрес: EDUCA, 2005.