Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий
Уважаемые участники конференции!
Церковь Христова глубоко обеспокоена быстрым распространением психических заболеваний и предпринимает действия для помощи тем, кто страдает душевными расстройствами.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения сообщают, что около 15% людей в возрасте старше 60 лет страдают психическими нарушениями[1], причем половина всех нарушений психического здоровья возникает до наступления 14-летнего возраста. Около 20% подростков во всем мире имеют нарушения психического здоровья, которые не диагностируются должным образом и не получают надлежащего лечения[2]. По данным специалистов Всемирной психиатрической ассоциации, терапию психических заболеваний получали менее 50 процентов людей, нуждающихся в таком лечении[3].
Среди людей, переживших войну или другой конфликт, более 20% страдают от депрессии, тревожного расстройства, посттравматического стресса, биполярного расстройства или шизофрении[4]. Зачастую именно эти люди, не имеющие возможности получить необходимый доступ к медицинской помощи, составляют значительную часть потока беженцев. Наконец, никто из нас не свободен от периодов беспокойства, стресса, тревожных или раздражающих мыслей. Душа каждого человека была ранена последствиями первородного греха и стала ослабленной и уязвимой.
Психические заболевания глубоко повреждают сущность человека, воздействуя на мысли, эмоции, поведение и тем самым влияя на важные аспекты человеческой жизни: работу, отдых, семейные отношения, культуру, отношения с государством и духовную жизнь. Общество, поврежденное душевным неблагополучием, не способно воспроизводить психически здоровых людей. Складывается впечатление, что, начиная с определенного уровня заболеваемости психическими расстройствами, сохранение психического здоровья общества становится труднодостижимой задачей. Не будет большим преувеличением сказать, что вслед за распространением безбожия и преумножением греха люди оказались поражены безнравственностью, которая вместе с психическими болезнями продолжает разрушать человеческие души, наполняя дома и улицы психически больными людьми.
Сегодня уместно напомнить, что подлинный источник психического здоровья — это отношения человека с Богом, о чем свидетельствуют опыт Церкви и тексты Священного Писания. Так, пророк Исаия описывал служение грядущего Мессии как «исцеление сердец» (Ис. 61:1): «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь… послал Меня исцелять сокрушенных сердцем…» Пророк Иеремия писал о Мессии как о том, кто сможет преобразить душевное состояние людей: «и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их» (Иер. 31:13).
Способность человеческого сердца взывать к Богу создает возможность для целебных отношений между израненной человеческой душой и любящим Богом. Скорбь сокрушенной души, запечатленная в словах Псалмов, выражает порыв верующего человека, который обращается к Богу во время отчаяния. Плач псалмопевца, переполненный чувствами, напоминает нам о том, что в душевном неблагополучии человек прежде всего просит помощи у Бога и только потом у врача. И в ответ на эту просьбу Господь всегда укрепляет нас, встречает в нашей боли и сострадает вместе с нами. Потому что мы, члены Церкви, составляем Его мистическое тело. Неслучайно представители духовенства зачастую являются первыми, к кому обращаются пациенты и члены семьи заболевшего человека в случае утраты психического здоровья. В то же время священнослужители нередко не могут говорить о психических заболеваниях, так как чувствуют, что они не подготовлены к этому. От духовенства ожидают помощи и наставления в том, как обрести душевный мир и тишину. Для этого пастырю нужно разбираться в медицинских проблемах, имеющих отношение к практическому применению некоторых принципов нравственного богословия. Например, отвечать на вопросы: «Связаны ли переживания и поведение человека с особенностями его нравственно-аскетического устроения или с его болезнью?», «Какова степень нравственной ответственности человека при различных психических заболеваниях?», «Можно ли различить в человеке проявления страстей и психических болезней?», «Какова граница нормальных и патологических проявлений человеческой сексуальности?», «Чем отличаются болезненные и нормальные проявления возрастных кризисов человека?»
С другой стороны, психиатры, не имеющие религиозного воспитания и образования, отмечают, что чувствуют себя неуверенно всякий раз, когда их пациенты поднимают какую-то духовную проблему. Врачи испытывают необходимость в получении информации, которая могла бы помочь понять, какое значение для их пациентов имеет религиозная жизнь. Полученная медицинская подготовка не помогает им в этом отношении. Специализированные медицинские учебные заведения и курсы повышения квалификации даже не обсуждают с ними тему психологии религии и основ вероисповедания. Но это именно те знания, которые должны помочь врачам-психиатрам понять роль духовности и религиозности в жизни их верующих пациентов.
Кроме того, образовательные программы по психиатрии не позволяют врачам осмыслить их собственную религиозную (или атеистическую) историю жизни. Не удивительно, что лечащий врач психически больного человека просто не может понять, что его мировоззрение влияет на лечение пациента. Ведь люди глубоко и тонко чувствуют то, что связано с религией и духовностью. Если их не понимают или не уважают их веру, это причиняет дополнительную душевную боль, которая способна оттолкнуть от лечения у врачей-психиатров и может навсегда закрыть двери медицинской организации для пациентов. Духовные вопросы затрагивают самые глубины человеческого существования. Неразрешенные духовные проблемы являются источником страдания, непонимание которого делает невозможным оказание помощи больному. Именно атеистическая позиция в медицине является одной из важнейших причин, по которой верующие люди относятся с подозрением к психиатрии или клинической психологии, и ставят под сомнение их совместимость с христианской верой. Расщепление нашей культуры на религиозную и светскую влияет на терапию психических заболеваний более глубоко, чем мы склонны думать. Вот почему понимание религиозной проблематики так важно для врачей, в особенности для психиатров.
Диалог Церкви и психиатрического сообщества начался давно. Однако на пути этого диалога возникли трудности, которые не преодолены до сих пор. Затрудняют наше сотрудничество отсутствие полноты понимания медицинской и церковной терминологии, а также различное понимание связи психического здоровья с духовно-нравственным состоянием человека. Но ключевой вопрос — это секулярное мировоззрение и культура, в контексте которых психическое здоровье до сих пор понимается исключительно через призму предположений научного знания, не принимающего во внимание ни религиозных представлений человека, ни опыта врачевания Церковью душевного неблагополучия людей.
В программе нашей конференции сделано различие между понятиями «религиозность» и «духовность». Людям верующим это различие может показаться искусственным, потому что духовность и религия неразрывно связаны в их жизни. Однако можно говорить и о различиях.
Религиозность — это понятие, которым часто обозначают способ проживания с Богом всей общины верующих, всего народа Божия. На протяжении своей истории Церковь из поколения в поколение передавала различные формы религиозности: свое учение, таинства, формы богослужения, молитвы. Но главное — тот особенный образ жизни верующих людей, который воспроизводит в их душах любовь. Роль веры, надежды и любви в сохранении психического здоровья давно признается медициной. Одно из самых известных обобщений исследований в области влияния религиозности на психическое здоровье осуществил Гарольд Коэниг (США). Проанализировав более 3 тыс. исследований, опубликованных в научных журналах с 1872 по 2010 гг., он пришел к выводу, что 3/4 публикаций демонстрируют положительное влияние религии на различные показатели психического здоровья[5].
Духовность для христианина — это действие на человека Святого Духа. Говоря о духовности, в первую очередь обычно обращают внимание на личные отношения с Богом. Духовность относится к внутренней жизни человека: к его идеалам, смыслу его существования, к тому, как реализуется религиозность в его повседневной жизни. Ведь само по себе участие в церковной жизни может стать «мертвой» рутиной, если мы не будем участвовать в ней лично, то есть духовно. Психиатры неизбежно встречаются с личным отношением своих пациентов к Богу, с личностным преломлением их веры, которую и называют духовностью. По нашему убеждению, искажения духовной жизни сами по себе могут приводить к психическим расстройствам и требуют помощи духовенства.
Конечно, понятие «духовность» часто используется и вне церковного понимания, обычно для того, чтобы обозначить устремление человека к вечности (или к ее подобию). Человек всегда открыт своему будущему, которое имеет черты вечности, от желания сохранить себя в детях и поисков общественного признания до желания спасти себя для вечной жизни. Эта открытость в будущее формирует жизненный путь, движение к цели, без которого психическое здоровье подвержено серьезному риску разрушения. Без ясного понимания смысла и цели своей жизни человек легко утрачивает психическую стабильность, полноценную интеграцию в семью и общество и, в конце концов, психическое здоровье.
Говоря о представителях внецерковной духовности, вспомним, что о них писал апостол Иуда: «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19). О душевных признаках психического здоровья хорошо сказал замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин: «Здоровье человека не в сердце, не в почках… или в спине… Но самая суть чисто человеческого здоровья — это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне — то должно и всем хорошо!»[6] Однако вне Церкви, вне благодати Святого Духа психическое здоровье утратить гораздо легче.
Церковь знает и иную форму духовности. Бесы тоже являются духами. Бесоодержимость можно рассматривать как особенную духовность, заключающуюся в демоническом воздействии на человека. Когда бесы овладевают природой человека и лишают его воли через страсти, направленные на внешний мир, пациент будет страдать от страстей и их последствий, но смирится с ними. Он не сможет и не захочет выйти из своего тягостного душевного состояния и будет сопротивляться попыткам исцелиться, искусно оправдывая себя и обвиняя окружающих в своем болезненном состоянии. «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:9), — пишет евангелист Марк, повествуя о душевном состоянии человека, раздираемого бесами до такой степени, что от него не остается почти ничего человеческого. С тех пор влияние бесов на людей не изменилось. Только сегодня такой человек, измученный страстями, постепенно становясь беспомощным и изнеможенным, с признаками душевного расстройства попадет к врачу. Тогда необходима встреча со Христом, чтобы избавиться от духов, помутняющих ум и рассудок, истощающих душевные силы. Необходима помощь священника, чтобы исцелить духовные заблуждения. В таких случаях помочь человеку вернуть утраченную душевную целостность врачу-психиатру и священнику можно лишь совместно.
В диалоге психиатрии и Церкви видно, что духовенство, специалисты в области здравоохранения и ученые должны сотрудничать ради психического здоровья людей. Наша встреча является видимым выражением интереса представителей научной среды к исследованиям, демонстрирующим пользу молитвы, религиозного покаяния, участия в церковной жизни, культивирования в себе таких христианских добродетелей, как смирение и прощение, для душевного здоровья. Современная медицина заново открывает то, что существует глубокая связь между верой и состоянием души.
Всякая истина исходит от Бога. Поэтому достижения психиатрической науки, должным образом понятые, и истины христианской веры, правильно понимаемые и принимаемые, никогда не будут противоречить друг другу.
Я желаю всем помощи Божией для плодотворной работы на нашей конференции и для реализации наших намерений и усилий по сохранению психического здоровья общества.
[1] Психическое здоровье пожилых людей. Информационный бюллетень ВОЗ. 12.12.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-of-older-adults (дата обращения:15.11.2021).
[2] Психическое здоровье подростков. Информационный бюллетень ВОЗ. 28.09.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health (дата обращения:15.11.2021).
[3] Reducing the treatment gap for mental disorders: a WPA survey / Patel V., Maj M., Flisher A.J., De Silva M.J., Koschorke M., Prince M. WPA Zonal and Member Society Representatives World Psychiatry. 2010. Oct. No. 9(3). P. 169–176. doi: 10.1002/j.2051-5545.2010.tb00305.x
[4] Психическое здоровье в чрезвычайных ситуациях. Бюллетень ВОЗ. 11.06.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-in-emergencies (дата обращения:15.11.2021).
[5] Koenig H.G. Religion, Spirituality, and Health: The Research and Clinical. Implications / ISRN Psychiatry. Vol. 2012. Article ID 278730. P. 5. doi: 10.5402/2012/278730
[6] Пришвин М.М. Дневники. 1936–1937. Т. 7. С. 42. СПб, 2010.